Судоплатов Павел Анатольевич.

Sudoplatov.jpg

1907 -  1996 (89 лет).

Советский разведчик, диверсант, сотрудник ОГПУ, генерал-лейтенант МВД СССР.


Павел Анатольевич Судоплатов (7 июля 1907, Мелитополь  — 24 сентября 1996, Москва) — советский разведчик, диверсант, сотрудник ОГПУ (позже НКВД — НКГБ), перед арестом в 1953 году — генерал-лейтенант МВД СССР.
23 мая 1938 года ликвидировал руководителя ОУН Евгения Коновальца, организовал ликвидацию Льва Троцкого.

Во время Великой Отечественной войны, возглавляя 4-е управление НКВД, участвовал в организации минирования стратегических объектов в период обороны Москвы, диверсионной деятельности против немецких войск на Кавказе, стратегических радиоигр с немецкой разведкой. Судоплатов непосредственно руководил деятельностью на оккупированной немецкими войсками Западной Украине партизанского отряда специального назначения Дмитрия Медведева, который являлся базой для легендарного разведчика Николая Кузнецова, возглавлял отдел, обрабатывавший информацию о разработке атомной бомбы в США.
5 марта 1950 года Судоплатов провел операцию по поимке генерала-хорунжего УПА Романа Шухевича. В перестрелке с сотрудниками МГБ Шухевич был убит.

Последний начальник внешней разведки КГБ СССР Леонид Шебаршин сказал о нем: "Если бы в разведке могли жить легенды, Судоплатов непременно был бы героем одной из них".


Биография:


Павл Анатольевич Судоплатов родился в 1907 году в Мелитополе. семье мельника. Его отец был русским, а мать украинкой, отчего, должно быть, Павел с юных лет имел исключительные способности к языкам.  В 1914—1919 годах учился в городской школе. Школу ему окончить не удалось — в возрасте 12 лет Павел покинул отчий дом, присоединившись к оставляющим Мелитополь частям Красной армии, был воспитанником полка, участвовал в боях.  Полк, к которому он прибился, вскоре был разгромлен, и Павел с уцелевшими бойцами дошел до Никополя, где вступил во вновь сформированный полк 5-й Заднепровской дивизии Красной армии. Этот полк также был разбит конницей генерала Шкуро.  Павел попал в плен, бежал, отступал с частями Красной армии, оказался в занятой белыми Одессе, где подрабатывал в порту и на рынке, не упуская ни малейшей возможности насолить белым. После занятия города красными вновь вступил в РККА. Он участвовал в кровопролитных боях на территории Украины и на Польском фронте, причем особо проявил себя в разведывательных операциях, демонстрируя редкостное хладнокровие и бесстрашие.

Судоплатов  Павел Анатольевич.


С 1921 года служил на канцелярских должностях в Особом отделе, потом — в губотделе ГПУ. С 1922 года служил в погранвойсках. С 1923 года — на комсомольской работе; в 1925 году направлен на работу в ГПУ и через два года стал оперативным работником.

В 1926 году женился на Эмме Карловне Кагановой (урождённой Суламифи Соломоновне Кримкер), еврейской девушке из Гомеля, впоследствии ставшей полковником НКВД.
Файл:23-10-1 01.jpg

Эмма Карловна Каганова. 

Файл:13 tn.jpg
В 1928 году Судоплатова перевели в Харьков, где он учился на рабфаке (военно-юридическую академию ему довелось окончить лишь после войны) и вступил в партию. В феврале 1932 года способный сотрудник был вызван в Москву. Так как, помимо русского, свободно владел только украинским языком, специализировался на украинских националистах.
В 1935 году под видом представителя украинского антисоветского подполья Судоплатов был внедрен в руководство ОУН в Берлине и очень быстро завоевал доверие лидера ОУН полковника Коновальца. Любопытно, что Судоплатов, являясь одним из резидентов советской разведки в Европе, в то же время по направлению ОУН учился в спецшколе фашистской партии, которая готовила боевиков и диверсантов.

Судоплатов  Павел Анатольевич.


В начале 1938 года Судоплатов был вызван к Сталину. Разведчик доложил о том, что лидеры ОУН Коновалец, Мельник и Бандера грызутся друг с другом за власть, дружно поддерживая тесные отношения с Гитлером. (Вот как Коновалец оправдывался перед митрополитом Андреем Шептицким: "Пусть сегодня мы пребываем на служении немецким чиновникам, но завтра будет надежда, что с их помощью и под их руководством мы обретем собственную государственность".) Заканчивая доклад, Судоплатов заверил Сталина, что ОГПУ не спустит глаз с руководителей ОУН, на что тот заметил: "Неправильно мыслите. Подумайте, как в канун войны обезглавить ОУН. Коновалец, как вы сказали, любит конфеты?" Вскоре умелец-взрывотехник Тимашков (в начале войны именно он придумал магнитные мины, которые партизаны крепили к фашистским эшелонам) изготовил бомбу, закамуфлированную под коробку конфет с красивым украинским орнаментом. Во время очередной встречи с Коновальцем разведчик вручил ему эту коробку, не испытывая при этом ни тени сомнения. Судоплатов, между прочим, всегда разделял рядовых членов ОУН, которые честно боролись за независимость своей родины, и главарей этой организации, откровенно заигрывавших с Гитлером и бывших у него на содержании.

Судоплатов  Павел Анатольевич.


В мае 1938 года по личному приказу И. В. Сталина убил лидера украинских националистов Коновальца, передав ему в ресторане роттердамской гостиницы "Атланта" замаскированную под коробку конфет бомбу.
После этой акции Судоплатову довелось почти месяц повоевать в Испании, причем он непринужденно выдавал себя за польского добровольца. Когда разведчик вернулся в Москву, то обнаружил, что многие его коллеги и друзья арестованы.

После ареста прежних руководителей разведки, смещения Николая Ежова и его замены Лаврентием Берия, с 6 ноября по 2 декабря 1938 года исполнял обязанности руководителя Иностранного отдела НКВД СССР. После Судоплатова понижают в должности до начальника испанского отделения.

В конце декабря 1938 года наступил черед самого Судоплатова — он был отстранен от должности и первичной парторганизацией исключен из ВКП(б) за "связь с врагами народа". До ареста оставались считанные дни, но неожиданно ему позвонил Берия: "Мне докладывают, что вы ни черта не делаете. Хватит валять дурака. Едем сейчас же в Кремль".
Сталин, просматривая проскрипционные списки, не только вычеркнул фамилию Судоплатова, но и решил поручить ему операцию по физическому устранению Льва Троцкого, находившегося в Мексике, ведь все предыдущие попытки убить пламенного революционера закончились неудачей. Как бы то ни было, но именно Сталин напутствовал Судоплатова: "Сейчас надо сосредоточиться на том, чтобы обезглавить троцкистов. Помните, вся ответственность целиком ложится на вас".

П. А. Судоплатов с подчиненными.


В 1939 году назначен заместителем начальника разведки.
С февраля 1941 года  Судоплатов— заместителем начальника 1-го (Разведывательного) управления НКГБ СССР. Преподавал в Школе особого назначения НКВД.

Операция "Утка", которую Павел Судоплатов разработал вместе со своим другом и соратником Наумом Эйтингоном, завершилась успешно, хотя нельзя сказать, что все прошло гладко. 20 августа 1940 года Рамон Меркадер, с которым Судоплатов познакомился в Испании, ледорубом проломил Троцкому череп, но не успел скрыться.
Двадцать лет Меркадер провел в мексиканской тюрьме, после чего приехал в Москву и был награжден орденом Ленина и звездой Героя Советского Союза.

Рамон Меркадер.


Тогда же он с удивлением узнал, что руководители операции — Судоплатов и Эйтингон отбывают срок заключения во владимирской тюрьме. Но еще более удивительно было то, что во время войны оба были награждены орденом Суворова, который по статусу вручается лишь полководцам.

На каком же фронте они отличились? На тайном. 5 июля 1941 года в составе НКВД была создана особая группа для проведения разведывательно-диверсионных операций в тылу противника и для руководства партизанским движением. Начальником этой группы был назначен Судоплатов, его заместителем — Эйтингон. Костяком особой группы стала знаменитая Отдельная мотострелковая бригада особого назначения, куда были зачислены около 800 лучших спортсменов страны — борцы, боксеры, стрелки и лыжники. Кроме того, в состав бригады включили боевиков Коминтерна. И наконец, Судоплатов добился освобождения из тюрем и лагерей сотен "волкодавов" НКВД. Вот таким оказался первый советский спецназ.

Бригада особого назначения майора Судоплатова 5 июля 1941 года.


Особая группа при Наркоме внутренних дел была сформирована на базе 1-го (разведывательного) управления Наркомата госбезопасности, возглавил её заместитель начальника Первого управления Судоплатов. 3 октября 1941 года Особая группа была преобразована во 2-й отдел (зафронтовой работы) НКВД СССР: разведка, диверсии и террор в тылу противника. Начальником отдела был утверждён П. А. Судоплатов. Начальниками ведущих направлений и групп были назначены Я. И. Серебрянский, М. Б. Маклярский, В. А. Дроздов, А. Э. Тимашков, Г. И. Мордвинов.

 


На счету разведчиков Судоплатова были операции "Рельсовая война", "Цитадель", "Концерт" и другие. Но самой захватывающей была операция "Монастырь", которая и поныне считается высшим пилотажем тайной войны. Немецкую разведку ввели в заблуждение, сообщив о существовании в Москве религиозно-монархической организации под названием "Престол". Эту идею Судоплатов заимствовал у своего учителя Артузова — тот в ходе операции "Трест" заманил в Советскую Россию Сиднея Рейли и Бориса Савинкова. Но на сей раз задача заключалась в другом — дезинформировать противника относительно намерений советского генштаба. И эта задача была блестяще выполнена. Размах дезинформации был таким, что в 1943 году Черчилль с беспокойством сообщил Сталину, что, по его данным, в генштабе Красной армии действует немецкий шпион. На самом деле агент Макс, которому шеф абвера адмирал Канарис всецело доверял и которым чрезвычайно гордился, был сотрудником особой группы Судоплатова.

Летом 1942 года, в разгар немецкого наступления, Судоплатов за двадцать четыре часа собрал группу альпинистов из ста пятидесяти человек и вылетел на Кавказ. Альпинисты приняли участие в обороне горных перевалов, а также в подрыве нефтяных цистерн, скважин и буровых вышек в районе Моздока, в результате чего нефть Северного Кавказа немцам не досталась. Между прочим, когда альпинисты уходили в горы, спасаясь от преследования, Судоплатов находился в группе, прикрывающей отход.

Бригада особого назначения майора Судоплатова.


В 1942 году Павел Судоплатов возглавил 4-е управление НКВД СССР, образованное из 2-го отдела НКВД приказом Наркома внутренних дел № 00145 от 18 января 1942 года. Не хватало кадров. Судоплатов обратился к Берии с просьбой вернуть в разведку бывших её сотрудников, которые были уволены или находились в заключении. Берия тут же дал согласие. Многие бывшие разведчики писали Судоплатову с просьбой вернуть их в строй (как, например, Леонид Линицкий) и Судоплатов оперативно откликался на их просьбы.

Судоплатов  Павел Анатольевич.


Во время войны Судоплатов работал со знаменитым советским разведчиком Николаем Кузнецовым, руководил диверсионной деятельностью на Кавказе.  Во время наступления немцев на Москву отвечал за минирование наиболее важных объектов. Совместно с другим высокопоставленным сотрудником НКВД В. Н. Ильиным разработал план покушения на Гитлера группой И. Л. Миклашевского.
В феврале 1944 года Судоплатов получил новое назначение — он возглавил загадочный отдел "С". Судьба этого человека складывалась так, что он всегда оказывался на переднем крае. На сей раз ему предстояло добыть сведения о сверхзасекреченном "Проекте Манхэттен", то есть об атомной бомбе, которую американцы втихую создавали в Лос-Аламосе. Во время Ялтинской конференции президент США Рузвельт проговорился об этом Сталину в надежде вывести того из равновесия. Сталин и бровью не повел, но по возвращении из Ялты распорядился, чтобы все материалы об этой бомбе через два-три месяца были на его рабочем столе. А кто мог это сделать? Только Судоплатов.

Ему были срочно подчинены все разведывательные службы СССР, в том числе и военная разведка. Результат работы Судоплатова в учебниках для разведчиков квалифицируется как недосягаемый. Ведь подробные отчеты о производстве и испытании американской атомной бомбы Сталин и Курчатов получали едва ли не раньше, чем президент США Трумэн.

В этот период Судоплатов тесно сотрудничал с Берией, который по поручению Сталина буквально с нуля создавал советскую атомную промышленность. Это вышло ему боком. Не такой был человек Никита Хрущев, чтобы забыть, как Судоплатов подставил его перед Сталиным и воспрепятствовал поголовной депортации населения Западной Украины в труднодоступные места Сибири и Дальнего Востока.

После войны возглавлял отдел "Ф". По утверждению некоторых авторов принимал активное участие в организации и осуществлении ряда убийств, в том числе епископа Теодора (Ромжи), Наума Самета, Александра Шумского, Соломона Михоэлса в 1948 г в Минске (Белоруссия).

С 1950 года — начальник Бюро № 1 МГБ СССР по диверсионной работе за границей. После смерти Сталина Судоплатов был назначен заместителем начальника ПГУ (разведка за границей) МВД, с мая 1953 года — начальник нового, 9-го (разведывательно-диверсионного) отдела МВД СССР.

Судоплатов  Павел Анатольевич.


21 августа 1953 года, после разоблачения "шпиона британской разведки" Берии, генерал-лейтенант госбезопасности Павел Судоплатов был арестован в собственном кабинете на Лубянке как "пособник Берии" по обвинению в заговоре. Ему предъявили обвинение в заговоре, имевшем целью "уничтожение членов советского правительства и реставрацию капитализма". Позже выяснилось, что Судоплатов в списке личных врагов Хрущева и Серова был под восьмым номером. Первые семь расстреляны.

Зоя Воскресенская, вступившись за него, вопреки распространённому мнению не была арестована, но её "сослали" в Воркуту в качестве начальника спецчасти лагеря.
(Зоя Ивановна Воскресенская (по мужу — Рыбкина; 1907—1992) — советская разведчица и детская писательница. Лауреат Государственной премии СССР (1968). Полковник. В 1953 году, после ареста П. А. Судоплатова, выступила в его защиту.)

Зоя Ивановна Воскресенская.


Симулировал помешательство и до 1958 года находился в Ленинградской специальной психиатрической больнице.
12 сентября 1958 года он был приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР по "контрреволюционной" статье 58-1 пункт "б" к 15 годам заключения "за активное пособничество изменнику Родины Берия в подготовке государственного переворота, производство опытов над людьми, похищения и многочисленные убийства". Виновным себя не признал.

На вопрос, почему он остался в живых, Павел Анатольевич впоследствии флегматично пожимал плечами и усмехался: "Удалось выжить в силу причудливого сплетения обстоятельств и несомненного везения".
Скорее всего, Хрущев просто не решился его убить. Хотя бы потому, что в этом случае никто не мог предсказать реакцию разведчиков-нелегалов, работавших по всему миру, — многие из них не только знали Судоплатова, но и почитали своим учителем. Да и его соратники по диверсионно-подрывной работе в годы войны представляли реальную угрозу. Другое дело, если бы генерал признал свою вину.

Следствие продолжалось пять лет, в течение которых к нему применялись "меры физического воздействия" — на нем испытывали сильнодействующие психотропные препараты, его так обрабатывали, что он ослеп на один глаз и перенес три инфаркта, получил инвалидность 2-й группы. Но генерал не сдался.Отбывал наказание во Владимирской тюрьме.

В 1958 году Судоплатова приговорили к 15 годам тюремного заключения. Он отсидел их, что называется, от звонка до звонка.

Освобождён по отбытию срока наказания 21 августа 1968 года. Выйдя на свободу, генерал не мог сделать больше двух-трех шагов — именно таким был размер его одиночной камеры.

Судоплатов  Павел Анатольевич.


Пенсия ему не полагалась, и первое время Судоплатов зарабатывал на жизнь переводами и литературной деятельностью. Под псевдонимом Анатолий Андреев опубликовал три книги: "Горизонты: Повесть о Станиславе Косиоре", 1977 г. "На жестоком берегу: Повесть о Марцеллии Новотко", 1983 г. "Конь мой бежит…", активно участвовал в ветеранском движении. Более 20 лет боролся за свою реабилитацию.

Судоплатов  Павел Анатольевич.


Реабилитировали генерала "в связи с открывшимися новыми обстоятельствами" лишь в 1992 году, постановлением Главной военной прокуратуры Российской Федерации от 10 января 1992 года. В 1998 году ему вернули государственные награды, но до этого он уже не дожил. Павел Анатольевич Судоплатов упокоился на старинном кладбище Донского монастыря, где рядом с ним похоронены его соратники — легенды мировой разведки Рудольф Абель (Вильям Фишер), Конан Молодый, Иосиф Григулевич и Шамиль Хамзин.

Могила Павла Анатольевича Судоплатова на старинном кладбище Донского монастыря.


Незадолго до смерти в соавторстве с сыном — историком спецслужб профессором МГУ Анатолием Судоплатовым (1943—2005) опубликовал книгу воспоминаний о своей жизни и работе — "Разведка и Кремль" (1994 — на англ. и нем. яз.; 1996 — на рус.), ставшую международным бестселлером. Через полгода после его смерти вышла в свет книга "Спецоперации. Лубянка и Кремль. 1930—1950 годы". По мнению Леонида Шебаршина, "книжка Судоплатова — хорошая, но она содержит много того, что может нанести ущерб нашей безопасности, — её писали американские журналисты".

Награды:


орден Ленина (30.04.1946);
три ордена Красного Знамени (13.11.1937, 16.06.1941, 3.11.1944);
орден Суворова 2-й степени (5.11.1944);
орден Отечественной войны 1-й степени (24.02.1945);
два ордена Красной Звезды (26.04.1940, 20.09.1943);
медаль "За оборону Москвы";
медаль "За оборону Кавказа";
Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.";
медаль "За победу над Японией";
другие медали;
знак "Заслуженный работник НКВД" (4.02.1942).
Был лишён всех наград по приговору суда в 1958 году. В 1998 году Президент Российской Федерации подписал Указ о восстановлении генерал-лейтенанта П. А. Судоплатова посмертно в правах на все государственные награды в связи с его реабилитацией.

Почетный сотрудник госбезопасности.


Специальные и воинские звания:


Старший лейтенант государственной безопасности (30.12.1936)
Капитан государственной безопасности (25.09.1938)
Майор государственной безопасности (14.03.1940)
Старший майор государственной безопасности (8.08.1941)
Комиссар государственной безопасности 3-го ранга (14.02.1943)
Генерал-лейтенант (9.07.1945).
Был лишён воинского звания как осуждённый судом Постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1958 года. В 1998 году Президент Российской Федерации подписал Указ о восстановлении в воинском звании генерал-лейтенанта П. А. Судоплатова посмертно в связи с его реабилитацией.

Память:


Именем Судоплатова названы улицы в городах Смоленск и Гагарин.

Киновоплощения:


Алексей Потапкин ("Поединки", 2011, "По лезвию бритвы", 2013)
Олег Радкевич ("Вангелия", 2013).


Сочинения:


Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930—1950 годы. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997. — ISBN 5-87322-726-8.
Разные дни тайной войны и дипломатии. 1941 год. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — ISBN 5-224-04960-1.
Победа в тайной войне.1941—1945 годы. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — ISBN 5-224-05345-5.
Разведка и Кремль. Записки нежелательного свидетеля. -М.: Гея, 1996. — ISBN 5-85589-024-4.





(N.N.)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога