Есенин Сергей Александрович.
21 сентября (3 октября) 1895 г. —28 декабря 1925 г. (30 лет).
Русский поэт.
В статье — Биография, Стихи С.Есенина,скандалы Сергея Есенина ( Есенин и евреи, Есенин и Пастернак, Есенин и театр, Есенин и Маяковский, Есенин и милиция, Есенин в Америке).БИОГРАФИЯ.
Александр Никитич Есенин (1873-1931) и Татьяна Федоровна Есенина (Титова) (1875—1955).
Дом, где родился С. А. Есенин. Константиново.
В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, по окончании которого в 1909 году начал учёбу в церковно-приходской второклассной учительской школе (ныне музей С. А. Есенина) в Спас-Клепиках.
Здание школы, в которой учился С. Есенин в г. Спас-Клепики.
Сергей Есенин.
Сергей Есенин.
В это время он сблизился с группой "новокрестьянских поэтов" и издал первые сборники ("Радуница" — 1916), которые сделали его очень известным. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал, в том числе перед императрицей Александрой Фёдоровной и её дочерьми в Царском Селе.
К 1918 — началу 1920-х годов относится знакомство Есенина с Анатолием Мариенгофом и его активное участие в московской группе имажинистов.
В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта — "Трерядница", "Исповедь хулигана" (оба — 1921), "Стихи скандалиста" (1923), "Москва кабацкая" (1924), поэма "Пугачёв".
В 1921 году поэт вместе со своим другом Яковом Блюмкиным ездил в Среднюю Азию, посетил Урал и Оренбуржье. С 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга и поэта Александра Ширяевца. Там Есенин несколько раз выступал перед публикой, читал стихотворения на поэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей. По словам очевидцев, Есенин любил бывать в старом городе, чайханах старого города и Урды, слушать узбекскую поэзию, музыку и песни, посещать живописные окрестности Ташкента со своими друзьями. Он совершил также короткую поездку в Самарканд.
Есенин и Айседора Дункан, 1922 г.
Есенин и Айседора Дункан.
Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы.
В начале 1920-х годов Есенин активно занимался книжно-издательской деятельностью, а также продажей книг в арендованной им книжной лавке на Большой Никитской, что занимало почти всё время поэта. Последние годы жизни Есенин много путешествовал по стране. Он трижды посетил Кавказ, несколько раз съездил в Ленинград, семь раз — в Константиново.
Гостиница "Новая Европа" в Баку, где останавливался Есенин.
В 1924 году Есенин решил порвать с имажинизмом из-за разногласий с А. Б. Мариенгофом. Есенин и Иван Грузинов опубликовали открытое письмо о роспуске группы.
В газетах стали появляться резко критические статьи о нём, обвиняющие его в пьянстве, дебошах, драках и прочих антисоциальных поступках, хотя поэт своим поведением (особенно в последние годы жизни) иногда сам давал основание для подобного рода критики. На Есенина было заведено несколько уголовных дел, в основном, по обвинениям в хулиганстве; известно также Дело четырёх поэтов, связанное с обвинением Есенина и его друзей в антисемитских высказываниях.
В конце ноября 1925 года Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей. 21 декабря 1925 года Есенин покинул клинику, аннулировал в Госиздате все доверенности, снял со сберкнижки почти все деньги и через день уехал в Ленинград, где остановился в № 5 гостиницы "Англетер".
В 1913 году Сергей Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, которая работала корректором в типографии "Товарищества И. Д. Сытина", куда Есенин поступил на работу. В 1914 году они вступили в гражданский брак. 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, названного Юрием (расстрелян по ложному обвинению в 1937 году).
Сергей Есенин и Зинаида Райх.
В 1921 году поэт с 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга, ташкентского поэта Александра Ширяевца. По приглашению директора Туркестанской публичной библиотеки 25 мая 1921 года Есенин выступил в помещении библиотеки на литературном вечере, устроенном его друзьями, перед слушателями "Студии искусств", которая существовала при библиотеке. В Туркестан Есенин приехал в вагоне своего друга Колобова — ответственного работника НКПС. В этом поезде он и жил всё время своего пребывания в Ташкенте, затем в этом поезде совершил путешествие в Самарканд, Бухару и Полторацк (нынешний Ашхабад). 3 июня 1921 года Сергей Есенин уехал из Ташкента и 9 июня 1921 года вернулся в Москву. По стечению обстоятельств бóльшая часть жизни дочери поэта Татьяны прошла в Ташкенте.
Есенин в 1924 году.
В 1923 году у Есенина завязалось знакомство с актрисой Августой Миклашевской, которой он посвятил семь проникновенных стихотворений из цикла "Любовь хулигана". В одной из строк, очевидно, зашифровано имя актрисы: "Что ж так имя твоё звенит, Словно августовская прохлада?". Примечательно, что осенью 1976 года, когда актрисе было уже 85, в беседе с литературоведами Августа Леонидовна призналась, что роман с Есениным был платоническим и с поэтом она даже не целовалась.
-"ТЫ ТАКАЯ Ж ПРОСТАЯ, КАК ВСЕ..."-
Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синий.
По-смешному я сердцем влип,
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязанях.
Я на эти иконы плевал,
Чтил я грубость и крик в повесе,
А теперь вдруг растут слова
Самых нежных и кротких песен.
Не хочу я лететь в зенит,
Слишком многое телу надо.
Что ж так имя твоё звенит,
Словно августовская прохлада?
Я не нищий, ни жалок, ни мал
И умею расслышать за пылом:
С детства нравиться я понимал
Кобелям да степным кобылам.
Потому и себя не сберёг
Для тебя, для неё и для этой.
Невесёлого счастья залог -
Сумасшедшее сердце поэта.
Потому и грущу, осев,
Словно в листья, в глаза косые...
Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Есенин и Софья Андреевна Толстая, 1925 г.
Согласно воспоминаниям Н. Сардановского и письмам поэта, Есенин какое-то время был вегетарианцем.
Поэзия:
В 1919—1923 годах входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах "Кобыльи корабли" (1920), "Москва кабацкая" (1924), поэме "Чёрный человек" (1925). В поэме "Баллада о двадцати шести" (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике "Русь Советская" (1925), поэме "Анна Снегина" (1925) Есенин стремился постигнуть "коммуной вздыбленную Русь", хотя продолжал чувствовать себя поэтом "Руси уходящей", "золотой бревенчатой избы". Драматическая поэма "Пугачёв" (1921).
После опубликованной Н.И. Бухариным в центральном партийном органе газете "Правда" статьи "Злые заметки", утверждавшей, что Есенин "представляет самые отрицательные черты русской деревни", и призывавшей дать по "классово чуждой" есенинщине "хорошенький залп", вокруг имени поэта развернулась широкая кампания травли. В результате длительное время книги поэта не издавались. Однако, это не предотвратило его признания народом. На стихи Есенина повсеместно пелись песни, распространялись его переписанные от руки сборники.
Из писем Есенина 1911—1913 годов вырисовывается сложная жизнь начинающего поэта, его духовное созревание. Всё это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910—1913 годов, когда им было написано свыше 60 стихотворений и поэм. Здесь выражены его любовь ко всему живому, к жизни, к Родине. На такой лад поэта особенно настраивает окружающая природа ("Выткался на озере алый свет зари…", "Дымом половодье…", "Берёза", "Весенний вечер", "Ночь", "Восход солнца", "Поёт зима — аукает…", "Звёзды", "Темна ноченька, не спится…" и др.).
Портрет и автограф Есенина на паспарту, 1923 год.
С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. С января 1914 года стихи Есенина появляются в печати ("Берёза", "Кузнец" и др.). "В декабре он бросает работу и отдаётся весь стихам, пишет целыми днями", — вспоминает Изряднова. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нём начинают занимать библейские образы и христианские мотивы. В 1913 году в письме Панфилову он пишет: "Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового". Позже поэт отмечал: "Рано посетили меня религиозные сомнения. В детстве у меня очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до богохульства. И потом и в творчестве моём были такие полосы".
-"Береза"-
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Анализ стихотворения Есенина "Берёза"
Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит параллель между заморскими красотами и тихой, безмолвной прелестью родных просторов.
Стихотворение "Береза" было написано Сергеем Есениным в 1913 году, когда поэту едва минуло 18 лет. В это время он уже жил в Москве, впечатлившей его своими масштабами и невообразимой суетой. Однако в творчестве поэт остался верен родному селу Константиново и, посвящая стихотворение обычной березе, словно бы мысленно возвращался домой, в старую покосившуюся хату.
Казалось бы, что можно поведать об обычном дереве, которое растет у тебя под окном? Однако именно с березой у Сергея Есенина связаны наиболее яркие и волнующие воспоминания детства. Наблюдая, как она меняется в течение года, то сбрасывая пожухлую листву, то одеваясь в новый зеленый наряд, поэт уверился в том, что именно береза является неотъемлемым символом России, достойным того, чтобы быть увековеченным в стихах.
Образ березы в одноименноv стихотворении, которое наполнено легкой грустью и нежностью, выписан с особым изяществом и мастерством. Ее зимний наряд, сотканный из пушистого снега, автор сравнивает с серебром, которое горит и переливается всеми цветами радуги в утренней заре. Эпитеты, которым Сергей Есенин награждает березу, удивительны по своей красоте и изысканности. Ее ветки напоминают ему кисти снежной бахромы, а "сонная тишина", окутывающая припорошенное снегом дерево, придает ему особую стать, красоту и величие.
Почему Сергей Есенин выбрал для своего стихотворения именно образ березы? Ответов на этот вопрос несколько. Некоторые исследователи его жизни и творчества убеждены, что поэт в душе был язычником, и береза для него являлась символом духовной чистоты и возрождения. Поэтому в один из самых сложных периодов своей жизни, оторванный от родного села, где для Есенина все было близким, простым и понятным, поэт ищет точку опоры в своих воспоминаниях, представляя, как выглядит сейчас его любимица, укрытая снежным покрывалом. Кроме этого, автор проводит тонкую параллель, наделяя березу чертами молодой женщины, которой не чуждо кокетство и любовь к изысканным нарядам. В этом тоже нет ничего удивительного, так как в русском фольклоре береза, так же, как и ива, всегда считалась «женским» деревом. Однако если ива всегда ассоциировалась у людей с горем и страданиями, за что и получила свое название «плакучая», то береза – это символ радости, гармонии и утешения. Прекрасно зная русский фольклор, Сергей Есенин помнил народные притчи о том, что если подойти к березе и поведать ей о своих переживаниях, то на душе непременно станет легче и теплеет. Таким образом, в обычной березе соединилось сразу несколько образов – Родины, девушки, матери – которые близки и понятны любому русскому человеку. Поэтому неудивительно, что простое и незатейливое стихотворение "Береза", в котором талант Есенина проявляется еще не в полную силу, вызывает самую разнообразную гамму чувств, от восхищения до легкой грусти и меланхолии. Ведь у каждого читателя – свой образ березы, и именно к нему он "примеривает" строки этого стихотворения, волнующие и легкие, словно серебристые снежинки.
Однако у автора воспоминания о родном селе вызывают тоску, так как он понимает, что вернется в Константиново не скоро. Поэтому стихотворение "Береза" можно по праву считает своеобразным прощанием не только с родным домом, но и с детством, не особенно радостным и счастливым, но, тем не менее, являющимся для поэта одним из лучших периодов его жизни.
-"Кузнец"-
Душно в кузнице угрюмой,
И тяжел несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар.
К наковальне наклоняясь,
Машут руки кузнеца,
Сетью красной рассыпаясь,
Вьются искры у лица.
Взор отважный и суровый
Блещет радугой огней,
Словно взмах орла, готовый
Унестись за даль морей...
Куй, кузнец, рази ударом,
Пусть с лица струится пот.
Зажигай сердца пожаром,
Прочь от горя и невзгод!
Закали свои порывы,
Преврати порывы в сталь
И лети мечтой игривой
Ты в заоблачную даль.
Там вдали, за черной тучей,
За порогом хмурых дней,
Реет солнца блеск могучий
Над равнинами полей.
Тонут пастбища и нивы
В голубом сиянье дня,
И над пашнею счастливо,
Созревают зеленя.
Взвейся к солнцу с новой силой,
Загорись в его лучах.
Прочь от робости постылой.
Сбрось скорей постыдный страх.
Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. М. Горький писал Р. Роллану: "Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники".
В начале 1916 года выходит из печати первая книга Есенина "Радуница". В названии, содержании большей части стихотворений (1910—1915) и в их отборе видна зависимость Есенина от настроений и вкусов публики.
-"Егорий"-
В синих далях плоскогорий,
В лентах облаков
Собирал святой Егорий
Белыих волков.
"Ой ли, светы, ратовой уж
Слухайте мой сказ.
У меня в лихом изгой уж
Есть поклон до вас.
Все волчицы строят гнезда
В муромских лесах.
В их глазах застыли звезды
На ребячий страх.
И от тех ли серолобых
Ваш могучий род,
Как и вы, сгорает в злобах
Чужевой оплот.
Но недавно помирились
С русским мужиком.
Долго злились, долго бились
В пуще вы тайком.
Там с закатных поднебесий
Скачет враг — силен,
Как на эти ли полесья
Затаил полон.
Чую, выйдет лохманида —
Не ужиться вам,
Но уж черная планида
Машет по горам".
Громовень подняли волки:
"Мы ль трусовики!
Когти остры, зубы колки —
Разорвем в клоки!"
Собирались все огулом
Вырядить свой суд.
Грозным криком, дальним гулом
Замирал их гуд.
Как почуяли облаву,
Вышли на бугор.
"Ты веди нас на расправу,
Храбрый наш Егор!"
"Ладно, — молвил им Егорий, —
Я вас поведу
Меж далеких плоскогорий,
Укрочу беду".
Скачет всадник с длинной пикой,
Распугал всех сов.
И дрожит земля от крика
Волчьих голосов.
1914
-"Русь"-
1
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
Воют в сумерки долгие, зимние,
Волки грозные с тощих полей.
По дворам в погорающем инее
Над застрехами храп лошадей.
Как совиные глазки, за ветками
Смотрят в шали пурги огоньки.
И стоят за дубровными сетками,
Словно нечисть лесная, пеньки.
Запугала нас сила нечистая,
Что ни прорубь - везде колдуны.
В злую заморозь в сумерки мглистые
На березках висят галуны.
2
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что - разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей.
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.
3
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.
Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.
Собиралися мирные пахари
Без печали, без жалоб и слез,
Клали в сумочки пышки на сахаре
И пихали на кряжистый воз.
По селу до высокой околицы
Провожал их огулом народ...
Вот где, Русь, твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод.
4
Затомилась деревня невесточкой -
Как-то милые в дальнем краю?
Отчего не уведомят весточкой, -
Не погибли ли в жарком бою?
В роще чудились запахи ладана,
В ветре бластились стуки костей.
И пришли к ним нежданно-негаданно
С дальней волости груды вестей.
Сберегли по ним пахари памятку,
С потом вывели всем по письму.
Подхватили тут родные грамотку,
За ветловую сели тесьму.
Собралися над четницей Лушею
Допытаться любимых речей.
И на корточках плакали, слушая,
На успехи родных силачей.
5
Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.
Припаду к лапоточкам берестяным,
Мир вам, грабли, коса и соха!
Я гадаю по взорам невестиным
На войне о судьбе жениха.
Помирился я с мыслями слабыми,
Хоть бы стать мне кустом у воды.
Я хочу верить в лучшее с бабами,
Тепля свечку вечерней звезды.
Разгадал я их думы несметные,
Не спугнет их ни гром и ни тьма.
За сохою под песни заветные
Не причудится смерть и тюрьма.
Они верили в эти каракули,
Выводимые с тяжким трудом,
И от счастья и радости плакали,
Как в засуху над первым дождем.
А за думой разлуки с родимыми
В мягких травах, под бусами рос,
Им мерещился в далях за дымами
Над лугами веселый покос.
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
1914
-"Микола"-
1
В шапке облачного скола,
В лапоточках, словно тень,
Ходит милостник Микола
Мимо сёл и деревень.
На плечах его котомка,
Стягловица в две тесьмы,
Он идёт, поёт негромко
Иорданские псалмы.
Злые скорби, злое горе
Даль холодная впила;
Загораются, как зори,
В синем небе купола.
Наклонивши лик свой кроткий,
Дремлет ряд плакучих ив,
И, как шёлковые чётки,
Веток бисерный извив.
Ходит ласковый угодник,
Пот елейный льёт с лица:
"Ой ты, лес мой, хороводник,
Прибаюкай пришлеца".
2
Заневестилася кругом
Роща елей и берёз.
По кустам зелёным лугом
Льнут охлопья синих рос.
Тучка тенью расколола
Зеленистый косогор...
Умывается Микола
Белой пеной из озёр.
Под берёзкою-невестой,
За сухим посошником,
Утирается берестой,
Словно мягким рушником.
И идёт стопой неспешной
По селеньям, пустырям:
"Я, жилец страны нездешной,
Прохожу к монастырям".
Высоко стоит злотравье,
Спорынья кадит туман:
"Помолюсь схожу за здравье
Православных христиан".
3
Ходит странник по дорогам,
Где зовут его в беде,
И с земли гуторит с Богом
В белой туче-бороде.
Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
"О мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край.
Защити там в чёрных бедах
Скорбью вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют".
Ходит странник по трактирам,
Говорит, завидя сход:
"Я пришёл к вам, братья, с миром -
Исцелить печаль забот.
Ваши души к подорожью
Тянет с посохом сума.
Собирайте милость Божью
Спелой рожью в закрома".
4
Горек запах чёрной гари,
Осень рощи подожгла.
Собирает странник тварей,
Кормит просом с подола.
"Ой, прощайте, белы птахи,
Прячьтесь, звери, в терему,
Тёмный бор, - щекочут свахи, -
Сватай девицу-зиму.
Всем есть место, всем есть логов,
Открывай, земля, им грудь!
Я - слуга давнишний Богов,
В Божий терем правлю путь".
Звонкий мрамор белых лестниц
Протянулся в райский сад;
Словно космища кудесниц,
Звёзды в яблонях висят.
На престоле светит зорче
В алых ризах кроткий Спас.
"Миколае-чудотворче,
Помолись ему за нас".
5
Кроют зори райский терем,
У окошка Божья Мать
Голубей сзывает к дверям
Рожь зернистую клевать.
"Клюйте, ангельские птицы:
Колос - жизненный полёт".
Ароматней медуницы
Пахнет жней весёлых пот.
Кружевами лес украшен,
Ели словно купина.
По лощинам чёрных пашен -
Пряжа выснежного льна.
Засучивши с рожью полы,
Пахаря трясут лузгу,
В честь угодника Миколы
Сеют рожью на снегу.
И, как по траве окосья
В вечереющий покос,
На снегу звенят колосья
Под косницами берёз.
1915
Творчество Есенина 1914—1917 годов предстаёт сложным и противоречивым ("Микола", "Егорий", "Русь", "Марфа Посадница", "Ус", "Иисус-младенец", "Голубень" и др. стихотворения). В этих произведениях представлена его поэтическая концепция мира и человека. Основой Есенинского мироздания является изба со всеми её атрибутами. В книге "Ключи Марии" (1918) поэт писал: "Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных ещё до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далёкий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов". Избы, окружённые дворами, огороженные плетнями и "связанные" друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей — это и есть Есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами, "затерялась… в Мордве и Чуди". И дальше:
- "Гой ты, Русь, моя родная…"-
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
1914
В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: "задумчивая и нежная", смиренная и буйственная, нищая и весёлая, справляющая "праздники победные". В стихотворении "Не в моего ты бога верила…" (1916) поэт зовёт Русь — "царевну сонную", находящуюся "на туманном берегу", к "весёлой вере", которой теперь привержен он сам. В стихотворении "тучи с ожереба…" (1916) поэт словно бы предсказывает революцию — "преображение" России через "муки и крест", и гражданскую войну.
И на земле и на небе Есенин противопоставляет лишь добрых и злых, "чистых" и "нечистых". Наряду с Богом и его слугами, небесными и земными, у Есенина в 1914—1918 годах действует возможная "нечисть": лесная, водяная и домашняя. Злая судьба, как думал поэт, коснулась и его родины, наложила свою печать на её образ:
-"Не в моего ты Бога верила…"-
Не в моего ты Бога верила,
Россия, родина моя!
Ты как колдунья дали мерила,
И был как пасынок твой я.
Боец забыл отвагу смелую,
Пророк одрях и стал слепой.
О, дай мне руку охладелую —
Идти единою тропой.
Пойдем, пойдем, царевна сонная,
К веселой вере и одной,
Где светит радость испоконная
Неопалимой купиной.
Не клонь главы на грудь могутную
И не пугайся вещим сном.
О, будь мне матерью напутною
В моем паденье роковом.
1916
-"Не вернусь я в отчий дом…"-
Не вернусь я в отчий дом,
Вечно странствующий странник.
Об ушедшем над прудом
Пусть тоскует коноплянник.
Пусть неровные луга
Обо мне поют крапивой,—
Брызжет полночью дуга,
Колокольчик говорливый.
Высоко стоит луна,
Даже шапки не докинуть.
Песне тайна не дана,
Где ей жить и где погинуть.
Но на склоне наших лет
В отчий дом ведут дороги.
Повезут глухие дроги
Полутруп, полускелет.
Ведь недаром с давних пор
Поговорка есть в народе:
Даже пес в хозяйский двор
Издыхать всегда приходит.
Ворочусь я в отчий дом,
Жил и не́ жил бедный странник…
· · ·
В синий вечер над прудом
Прослезится коноплянник.
1925
"Не вернусь я в отчий дом…" — стихотворение, относящееся к позднему творчеству Есенина. Согласно исследованиям литературоведов, написано оно в 1925 году во время пребывания поэта в бакинской больнице, где он лечился от простудного заболевания. В произведении затронут один из важнейших для Есенина мотивов — возвращение в отчий дом. Он не оставлял Сергея Александровича на протяжении всей жизни. Найти его можно даже в ранних стихотворениях. В частности, речь идет о ""Я снова здесь, в семье родной…" (1916). В последние годы мотив возвращения домой начинает звучать все чаще: "Письмо матери" (1924), "Возвращение на родину" (1924), "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924).
Стихотворение начинается с категоричного утверждения лирического героя, называющего себя "вечно странствующим странником": "Не вернусь я в отчий дом…". На середине произведения делается поворот на триста шестьдесят градусов. При этом еще сильнее становится печаль, пронизывающая стихотворение с первых строк. Лирический герой все-таки решает приехать в родные пенаты. И тут возникает тема смерти. В произведении утверждается, что каждому человеку свойственно стремится перед кончиной в отчий дом. Впрочем, не только людей это касается. Не зря в народе принять говорить:
Даже пес в хозяйский двор
Издыхать всегда приходит.
Интересно пересечение двух стихотворений Есенина — "Не вернусь я в отчий дом…" и "Отговорила роща золотая…" (1924). Достаточно сравнения пары строк. Отрывок, приведенный ниже, — из "Не вернусь я в отчий дом…":
Об ушедшем над прудом
Пусть тоскует коноплянник.
Следующая строка — из "Отговорила роща золотая…": "О всех ушедших грезит коноплянник…". Сходство очевидно даже на уровне выбранной лексики. Естественно, родственны эти стихотворения и тематически, и по настроению. Кроме того, в обоих произведениях на первый план выходит образ странника, который "пройдет, зайдет и вновь оставит дом".
Уже в стихотворении "Не вернусь я в отчий дом…" можно найти следы той депрессии, что сведет Есенина в могилу примерно через шесть месяцев после написания стихотворения. Тело поэта было обнаружено 28 декабря 1925 года в одном из номеров ленинградской гостиницы "Англетер". Общепринятая версия смерти — самоубийство.
Мать С. Есенина.
-"Письмо матери"-
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
Анализ стихотворения Есенина "Письмо матери".
В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное "Письмо матери", которое в наши дни является программным стихотворением и одним из наиболее ярких образцов есенинской лирики.
Творчество этого поэта весьма многогранно и незаурядно. Однако отличительная особенность большинства произведений Сергея Есенина в том, что в них он предельно честен и откровенен. Поэтому по его стихотворениям можно легко проследить весь жизненные путь поэта, его взлеты и падения, душевные терзания и мечты. "Письмо матери" в этом смысле не является исключением. Это – исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья, в которой, между тем, автор прямо заявляет о том, что менять свою жизнь, которую к тому моменту считает загубленной, не собирается.
Литературная известность пришла к Есенину довольно быстро, и еще до революции он был достаточно хорошо известен читателям благодаря многочисленным публикациям и сборникам лирических стихотворений, поражающих своей красотой и изяществом. Тем не менее, поэт ни на миг не забывал о том, откуда он родом, и какую роль в его жизни играют близкие ему люди – мать, отец, старшие сестры. Однако обстоятельства сложились так, что долгие восемь лет у любимца публики, ведущего богемный образ жизни, не было возможности побывать в родном селе. Вернулся туда он литературной знаменитостью, однако в стихотворении "Письмо матери" нет и намека на поэтические достижения. Наоборот, Сергей Есенин беспокоится о том, что до матери наверняка докатились слухи о его пьяных дебошах, многочисленных романах и неудачных браках. Несмотря на свою известность в литературных кругах, поэт осознает, что не смог оправдать ожиданий матери, которая в первую очередь мечтала видеть сына хорошим и порядочным человеком. Каясь в своих проступках перед самым близким человеком, поэт, тем не менее, отказывается от помощи и просить мать лишь об одном – "не буди того, что отмечталось".
Для Есенина мать – не только самый родной человек, который может все понять и простить, но и душеприказчица, своего рода ангел-хранитель, чей образ оберегает поэта в самые трудные минуты его жизни. Однако он прекрасно осознает, что уже никогда не будет таким, как прежде – богемный образ жизни лишил его духовной чистоты, веры в искренность и преданность. Поэтому Сергей Есенин с затаенной грустью обращается к матери со словами: "Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет". Что кроется за этой теплой и нежной фразой? Горечь разочарования и осознание того, что жизнь сложилась совсем не так, как хотелось бы, и менять что-либо уже поздно – слишком тяжел груз совершенных ошибок, исправить которые невозможно. Поэтому, предвкушая встречу с матерью, которой суждено стать последней в жизни поэта, Сергей Есенин интуитивно понимает, что для своей семьи он – практически чужой человек, отрезанный ломоть. Однако для матери он по-прежнему остается единственным сыном, беспутным и слишком рано покинувшим отчий дом, где его все еще ждут, несмотря ни на что.
Понимая, что в даже в родном селе, где с детства все знакомо, близко и понятно, обрести душевный покой ему вряд ли удастся, Сергей Есенин уверен, что предстоящая встреча будет недолгой и не сможет залечить его душевные раны. Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со свойственным ему фатализмом и этот удар судьбы. Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: "Не грусти так шибко обо мне". В этом строчке – предчувствие собственной гибели и попытки хоть как-то утешить ту, для которой он всегда останется самым лучшим, дорогим и любимым человеком.
Гибель С. А. Есенина:
Гостиница Англетер (слева).
Согласно версии, которая является ныне общепринятой среди академических исследователей жизни Есенина, поэт в состоянии депрессии (через неделю после окончания лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился).
Посмертное фото Есенина.
После гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело Есенина было доставлено на поезде в Москву, где в Доме печати также было устроено прощание с участием родственников и друзей покойного.
Похороны. Слева — вторая жена Есенина Зинаида Райх (с поднятой рукой) и Всеволод Мейерхольд, справа — сестра Екатерина и мать Татьяна Фёдоровна.
Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.
Могила Сергея Есенина.
Версии об убийстве:
В 1925 году, когда тело Есенина было найдено, объявили, что поэт совершил самоубийство. Десятилетиями советские правоохранительные органы всеми возможными методами пытались сокрыть правду об обстоятельствах дела, не позволяя даже собственным сотрудникам усомниться в правдивости официальной версии. Лишь с относительно недавнего времени в руки исследователей и историков начала поступать различная информация и факты, которые пошатнули незыблемость официальной версии самоубийства и заставили всерьез говорить об убийстве Есенина. Но, не беря во внимание все существующие материалы, доказывающие версию об умышленном убийстве поэта, государственные служащие все также продолжают оказывать сопротивление проведению объективного и тщательного расследования, оценке обстоятельств, при которых он погиб.
Детали -
Первая информация о случившемся появилась 29.12.1925 на страницах ленинградских газет, а уже на следующий день новость о том, что в одном из номеров "Англетера" известный поэт Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством, облетела всю Россию. Так называемые "друзья" поэта, его товарищи и знакомые один за другим начали публиковать собственные воспоминания о дружбе с Есениным и его характере: о пьянках, хулиганствах и бесчисленных женщинах, которые его окружали. Многие критики тот час начали находить подтверждение его отчаявшегося состояния в стихах поэта, разглядев в них разочарованность в жизни, серьезные отклонения в психике. Газетчики опубликовали так называемое предсмертное письмо Есенина, которое он, по версии журналистов, написал кровью в номере гостиницы перед собственной смертью. Через некоторое время выяснилось, что стихотворение появилось только в газетах, а в расчет следствия не бралось. Во время встречи газетчиков с матерью поэта удалось выяснить, что письмо было написано за пару месяцев до смерти поэта и адресовалось другу Есенина – Алексею Ганину (который в те дни находился под арестом, и позже был казнен в тюрьме). Мать поэта Татьяна Федоровна также призналась, что уверена в том, что Сергея убили "нехорошие люди". Но все последующие годы это стихотворение преподносилось газетчиками как неопровержимое доказательство самоубийства Есенина.
Но некоторые литераторы, усомнившиеся в официальной версии, начали проводить независимые расследования. Позже вся эта информация и результаты изысканий были опубликованы в журналах и газетах, но так и не были проанализированы специалистами по почеркам с целью подтвердить авторство документов теми лицами, которые под ними подписались. Большинство же документов до нашего времени хранятся в архивах под грифом "секретно" и их изучение является невозможным.
Ошибки следствия или намеренное прикрытие преступления?
У многих историков и независимых следователей вызывает сомнение качество проводимых следственных действий по делу Есенина. Скорость, с которой провели расследование, впечатляла – правоохранители провели несколько допросов, составили пару актов и протоколов. На этом все следственные действия завершились. Удивляет, что в деле не было протокола, в котором должно было быть описание места происшествия, также правоохранители не провели следственного эксперимента. Уже через месяц следствие прекратилось, а толщина папки дела о Есенине не увеличилась ни на одну новую страницу и не пополнилась новым документом.
Огромную лепту в дело о расследовании обстоятельств смерти Есенина внес Виктор Кузнецов, член союза писателей РФ, доцент Академии культуры в Санкт-Петербурге. В своих трудах автор не раз высказывал свое мнение о том, что поэта на самом деле убили. Он считал, что на самом деле нет ни одного доказательства тому, что Есенин совершил самоубийство, зато фактов, которые говорят о том, что его убили – множество.
По мнению Кузнецова, в тот день, когда Сергей Есенин прибыл в Ленинград, чекист Блюмкин, отлично знавший поэта и вхожий в круги литературной верхушки, пригласил Есенина в гостиницу, чтобы отпраздновать встречу товарищей. Но поэт так самостоятельно и не переступил порог гостиницы. В документах о посетителях "Англетера" в ту ночь информации о поэте найдено не было. После общения с работавшими в ту ночь сотрудниками заведения также было установлено, что Есенина в здании гостиницы никто не встречал. Известно, что поэт, в силу своего характера, был человеком очень общительным и с "приметным" поведением, поэтому кажется маловероятным, что все сотрудники отеля не заметили его присутствия. И это натолкнуло Кузнецова на поиски ответа в другом месте. Та версия, которую он озвучивает в своих трудах, рассказывает читателям совершенно другую историю убийства. По приезду в Ленинград поэта Есенина арестовали по устному распоряжению Льва Троцкого. Четыре дня поэта допрашивали в доме №8/23 по проспекту Майорова. Чекисты намеревались сделать Сергея Есенина секретным сотрудником Главного политуправления. Очень сомнительно, что Троцкий приказал убить поэта, скорее всего убийство произошло по неосторожности во время проведения допросов. Сразу после убийства Блюмкин позвонил Троцкому, который дал указания все подготовить и ожидать, что уже завтра в газетах появится сообщение о психически неуравновешенном, упадническом поэте, которые покончил свою жизнь самоубийством. И именно так все произошло.
Сергей Есенин убийство или самоубийство?
В своей книге Кузнецов также высказывает предположение о том, что "режиссером" псевдосамоубийства Есенина стал кинорежиссер П. П. Петров (Макаревич). Он, дождавшись пока чекисты перенесли подвальными ходами тело мертвого Есенина из здания тюрьмы Главного политического управления в "5" номер гостиницы "Англетер", открыл его для осмотра. Сам режиссер доверился ГПУшникам и не проверил – как они подготовили комнату для инсценировки. В результате таких несогласованных действий, у чекистов вышло много промахов: веревка была обвита вокруг шеи всего полтора раза, а петля на ней отсутствовала вовсе. Также после увиденного многим стало непонятно, как Есенин весь в крови с порезанными руками смог соорудить такой постамент на столе, забраться на него, еще и после этого повеситься. Из номера исчез пиджак погибшего, но больше всего в будущем исследователей насторожил огромный выдавленный тяжелым предметом след на лице поэта – официальное следствие утверждало, что это – обыкновенный ожог.
О странной ране на лице Есенина писал и известный в то время врач И. Оксенов. О тяжелом повреждении также вспоминал в своей книге П. Лукницкий.
Какая причина могла стать столь весомой, чтобы убить любимца публики, одного из самых выдающихся поэтов России того времени? Что именно так настораживало советскую власть в стихах Есенина?
Основной причиной трагического конца поэта могло стать отвержение Есениным революции и его вера в Бога. Для государственной системы популяризация стихов Есенина означала веру в Бога для простых людей, коммунисты всерьез опасались этого, так как доктрина коммунизма предполагает веру только в сам коммунизм, все религии им отвергались. В некоторых стихах молодой поэт позволял себе обругивать власть советов. Сергей Есенин часто негативно и без страха высказывался в письмах своим друзьям, которые сотрудничали с органами ОГПУ или открыто поддерживали их работу. Именно эти факты, по мнению многих исследователей, послужили причинами жестокой травли поэта, представлению Есенина как хулигана, алкоголика, аморального человека и, ко всему прочему, психически больного.
Через некоторое время после убийства Есенина, его стихи были запрещены советской властью. За хранение и чтение его произведений люди осуждались по 58-й статье. Вся борьба с "есенщиной" заняла у советской власти еще многие десятилетия после его гибели.
***
-"О верю, верю, счастье есть!.."-
О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть.
О верю, верю, счастье есть.
Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь.
Люблю я ропот буйных вод
И на волне звезды сиянье.
Благословенное страданье,
Благословляющий народ.
Люблю я ропот буйных вод.
-"Вот уж вечер. Роса блестит"-
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.
-"Зима"-
Вот уж осень улетела,
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей "спасибо" за труды.
Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты
Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.
-"Ты ведь видишь, что небо серое…"-
Ты ведь видишь, что небо серое
Так и виснет и липнет к очам.
Ты прости, что я в Бога не верую —
Я молюсь ему по ночам.
Так мне нужно. И нужно молиться.
И, желая чужого тепла,
Чтоб душа, как бескрылая птица,
От земли улететь не могла.
1925
Скандалы Сергея Есенина.
Современники знали его не только как одного из первых поэтов России, но и как знатного скандалиста. Слава о его выходках часто шла впереди его поэтического признания.
Есенин и евреи:
Одна из самых проблемных тем в восприятии Есенина - его отношение к евреям. Поэта не раз обвиняли в антисемитизме. Во время жизни Есенина в Москве на него было заведено 13 уголовных дел. В большинстве дел, кроме дебошей и драк, фигурировали нелицеприятные высказывания поэта о евреях. По "еврейскому вопросу" над поэтом и тремя его друзьями Ганиным, Орешиным и Клычковым состоялся даже "товарищеский суд". Их обвиняли в том, что за разговором в пивной об издании журнала они оскорбили постороннего человека, назвав его "жидовской мордой".
Дело разрешилось общественным порицанием. Есенин свой антисемитизм отрицал. Он говорил Эрлиху: "Что они сговорились, что ли? Антисемит — антисемит! Ты — свидетель! Да у меня дети евреи!..".
Все случаи есенинского юдофобства были спровоцированы. Часто, ввязываясь в драку, он даже не знал, что его обидчик - еврей, но в итоге дело выставляли в ключе антисемитизма.
Провокации следовали одна за другой. Есенин не раз высказывал критические замечания в адрес Троцкого и даже ввел его в пьесу "Страна негодяев" под псевдонимом Чекистов. Травля Есенина шла с подачи Троцкого, который ясно понимал, что Есенин становится опасен. Своей непредсказуемостью и своей упрямой несговорчивостью.
Есенин и Пастернак:
Взаимоотношения Есенина с другими поэтами нельзя было назвать простыми. Так, Есенин не принимал стихи Пастернака. Неприятие поэзии не раз перерастало в открытую конфронтацию. Поэты даже дрались.
Об этом есть воспоминания Катаева. Есенин в них - королевич, Пастернак - мулат.
"Королевич совсем по-деревенски одной рукой держал интеллигентного мулата за грудки, а другой пытался дать ему в ухо, в то время как мулат - по ходячему выражению тех лет, похожий одновременно и на араба и на его лошадь с пылающим лицом, в развевающемся пиджаке с оторванными пуговицами с интеллигентной неумелостью ловчился ткнуть королевича кулаком в скулу, что ему никак не удавалось".
Есенин и театр:
Первая жена Есенина, Зинаида Райх, была актрисой. Второй муж первой жены Есенина - Мейерхольд. Актрисой была и Августа Миклашевская.
Богемная жизнь, в которую был вовлечен и Есенин, так или иначе крутилась вокруг театра... и в театре.
Так, Есенин во время одной из постановок Малого театра проник за сцену и в одной из гримёрок принялся распивать вино с Всеволодом Ивановым. Когда в гримерку вернулась актриса, то выпроводить поэтов самостоятельно у нее не получилось, пришлось вызывать милицию. Увидев милиционера, Есенин побежал. По дороге дважды подрался, но был скручен и приведен в кабинет администрации, где начали составлять протокол. Составив протокол, милиционер вывел поэта из театра.
Есенин и Маяковский:
Самые острые отношения были у Есенина с Маяковским. Два талантливых поэта делили литературный пьедестал, постоянно вступали в полемику. При этом трезво оценивали значимость друг друга. Маяковский не раз говорил, что из всех имажинистов в истории останется один Есенин. Есенин же выделял Маяковского из ЛЕФовцев и завидовал его "политической хватке".
Это был поединок равных. Есенин утверждал, что не хочет делить Россию с такими, как Маяковский, Маяковский остроумно отвечал "Возьмите её себе. Ешьте её с хлебом". Поэты спорили как в стихах, так и в жизни. Маяковский убеждал Есенина:
— Бросьте вы ваших Орешиных и Клычковых! Что вы эту глину на ногах тащите?"
— Я глину, а вы — чугун и железо! Из глины человек создан, а из чугуна что?
— А из чугуна памятники!
Есенин и милиция:
Есенин не любил милицию. Даже больше - боялся её. В этом он не раз признавался тому же Ганину. При этом в её московских отделениях Есенин был завсегдатаем. В Москве поэт был на особом контроле. В кафе, которые он обычно посещал, всегда находился сотрудник в штатском.
Скандалы поэта, которые становились логическим окончанием распития спиртного, неизменно приводили Есенина в уже знакомые отделения. До суда, однако дела Есенина не доходили. Выручала слава поэта и полезные знакомства.
Есенин в Америке:
Отличился скандалом Есенин и в Америке. На вечере, устроенном Мани Лейбом, Есенин читал "Страну Негодяев" и прочел вместо еврей "жид", чем возмутил кошерную публику. Несмотря на попытки Айседоры Дункан замять скандал, дело кончилось потасовской и уже привычным обвинением Есенина в антисемитизме.
Мало кто понял, что грубая форма обращения была применена Есениным по отношению к нелюбимому им Троцкому, который как-то заметил: "Русский народ нам нужен лишь как хворост для растопки мировой революции. Пусть он сгорит, зато какой займётся пожар...". После инцидента Есенин не раз извинялся, но, что называется, осадок остался.
Скандалы Сергея Есенина.
Современники знали его не только как одного из первых поэтов России, но и как знатного скандалиста. Слава о его выходках часто шла впереди его поэтического признания.
Есенин и евреи:
Одна из самых проблемных тем в восприятии Есенина - его отношение к евреям. Поэта не раз обвиняли в антисемитизме. Во время жизни Есенина в Москве на него было заведено 13 уголовных дел. В большинстве дел, кроме дебошей и драк, фигурировали нелицеприятные высказывания поэта о евреях. По "еврейскому вопросу" над поэтом и тремя его друзьями Ганиным, Орешиным и Клычковым состоялся даже "товарищеский суд". Их обвиняли в том, что за разговором в пивной об издании журнала они оскорбили постороннего человека, назвав его "жидовской мордой".
Дело разрешилось общественным порицанием. Есенин свой антисемитизм отрицал. Он говорил Эрлиху: "Что они сговорились, что ли? Антисемит — антисемит! Ты — свидетель! Да у меня дети евреи!..".
Все случаи есенинского юдофобства были спровоцированы. Часто, ввязываясь в драку, он даже не знал, что его обидчик - еврей, но в итоге дело выставляли в ключе антисемитизма.
Провокации следовали одна за другой. Есенин не раз высказывал критические замечания в адрес Троцкого и даже ввел его в пьесу "Страна негодяев" под псевдонимом Чекистов. Травля Есенина шла с подачи Троцкого, который ясно понимал, что Есенин становится опасен. Своей непредсказуемостью и своей упрямой несговорчивостью.
Есенин и Пастернак:
Взаимоотношения Есенина с другими поэтами нельзя было назвать простыми. Так, Есенин не принимал стихи Пастернака. Неприятие поэзии не раз перерастало в открытую конфронтацию. Поэты даже дрались.
Об этом есть воспоминания Катаева. Есенин в них - королевич, Пастернак - мулат.
"Королевич совсем по-деревенски одной рукой держал интеллигентного мулата за грудки, а другой пытался дать ему в ухо, в то время как мулат - по ходячему выражению тех лет, похожий одновременно и на араба и на его лошадь с пылающим лицом, в развевающемся пиджаке с оторванными пуговицами с интеллигентной неумелостью ловчился ткнуть королевича кулаком в скулу, что ему никак не удавалось".
Есенин и театр:
Первая жена Есенина, Зинаида Райх, была актрисой. Второй муж первой жены Есенина - Мейерхольд. Актрисой была и Августа Миклашевская.
Богемная жизнь, в которую был вовлечен и Есенин, так или иначе крутилась вокруг театра... и в театре.
Так, Есенин во время одной из постановок Малого театра проник за сцену и в одной из гримёрок принялся распивать вино с Всеволодом Ивановым. Когда в гримерку вернулась актриса, то выпроводить поэтов самостоятельно у нее не получилось, пришлось вызывать милицию. Увидев милиционера, Есенин побежал. По дороге дважды подрался, но был скручен и приведен в кабинет администрации, где начали составлять протокол. Составив протокол, милиционер вывел поэта из театра.
Есенин и Маяковский:
Самые острые отношения были у Есенина с Маяковским. Два талантливых поэта делили литературный пьедестал, постоянно вступали в полемику. При этом трезво оценивали значимость друг друга. Маяковский не раз говорил, что из всех имажинистов в истории останется один Есенин. Есенин же выделял Маяковского из ЛЕФовцев и завидовал его "политической хватке".
Это был поединок равных. Есенин утверждал, что не хочет делить Россию с такими, как Маяковский, Маяковский остроумно отвечал "Возьмите её себе. Ешьте её с хлебом". Поэты спорили как в стихах, так и в жизни. Маяковский убеждал Есенина:
— Бросьте вы ваших Орешиных и Клычковых! Что вы эту глину на ногах тащите?"
— Я глину, а вы — чугун и железо! Из глины человек создан, а из чугуна что?
— А из чугуна памятники!
Есенин и милиция:
Есенин не любил милицию. Даже больше - боялся её. В этом он не раз признавался тому же Ганину. При этом в её московских отделениях Есенин был завсегдатаем. В Москве поэт был на особом контроле. В кафе, которые он обычно посещал, всегда находился сотрудник в штатском.
Скандалы поэта, которые становились логическим окончанием распития спиртного, неизменно приводили Есенина в уже знакомые отделения. До суда, однако дела Есенина не доходили. Выручала слава поэта и полезные знакомства.
Есенин в Америке:
Отличился скандалом Есенин и в Америке. На вечере, устроенном Мани Лейбом, Есенин читал "Страну Негодяев" и прочел вместо еврей "жид", чем возмутил кошерную публику. Несмотря на попытки Айседоры Дункан замять скандал, дело кончилось потасовской и уже привычным обвинением Есенина в антисемитизме.
Мало кто понял, что грубая форма обращения была применена Есениным по отношению к нелюбимому им Троцкому, который как-то заметил: "Русский народ нам нужен лишь как хворост для растопки мировой революции. Пусть он сгорит, зато какой займётся пожар...". После инцидента Есенин не раз извинялся, но, что называется, осадок остался.
Комментарии
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста Ваше мнение.