Салават Юлаев.


16 июня 1752 г. — 26 сентября 1800 г. (46 лет).

Сподвижник Емельяна Пугачёва,поэт, писатель.


Салава́т Юла́ев (башк. Салауат Юлай улы; Родился:   16 июня 1754 г, деревня Текеево,Шайтан-Кудеевская волость,Сибирская дорога,Уфимская провинция,Оренбургская губерния,Российская империя. Умер:   26 сентября 1800 г. (46 лет),Балтийский Порт,Эстляндская губерния,Российская империя.) — башкирский национальный герой, один из руководителей Крестьянской войны 1773—1775 гг., сподвижник Емельяна Пугачёва; поэт-импровизатор (сэсэн).

Стихи Салавата Юлаева:

Зюлейха.


Зюлейха, ты - как ясного неба привет,
В твоих черных очах звезд немеркнущих свет.

Твои очи темней самых темных ночей,
В них сияние тысяч и тысяч лучей.

Воплощение рая - твоя красота, 
Ты, как гурия рая, светла и чиста.

Зюлейха, несказанно люблю я тебя, 
Растерял все слова, погибаю, любя, 

Мой бессилен язык, чтобы песни слагать- 
Ни словами сказать, ни пером описать!

Зюлейха, ты - дочь неба у нас на земле, 
Твои очи - как звезды в полуночной мгле! 

В ПРЕДЧУВСТВИИ НАРОДНОГО ВОССТАНИЯ:


Камыши густые.


Камыши густые, Сим мой, Сим,
Разрослись по берегам твоим!
В сердце боль, как от стрелы врага:
Захватили барины наши берега! 


БОЕВЫЕ ПЕСНИ:


Песня о русском богатыре.


Я не знаю Пугачёва,
Не видал его лица,
Он пришёл к нам в степи с Дона.
Кто же он: казак ли, царь? 

Всё равно: батыр он, русский,
За народ он, сердцем яр,
Бьёт чиновников царёвых,
Генералов и бояр. 

Он дарует нам свободу
На родной земле везде.
Можем птицей виться в небе,
Плавать рыбою в воде. 

И тогда своей землёю,
Будет править сам башкир,
И на вольные кибитки,
Словно песнь, прольётся мир! 


Кто батыр?


Кто в борьбе на хабантуе
Всех сильнее – не батыр.
Кто и скачет, и танцует
Всех ловчее – не батыр. 

Кто на битву за свободу
Свой народ ведёт – батыр!
Кто, разбив врагов, народу
Звонко песнь споёт – батыр! 

Слава богатырей.


Помнят все сэсэны мира
Наш уральский меч,
Топот конницы башкирской,
Гром победных сеч! 

Пой, курай, победы вестник,
Пой в ветрах степей,
Нет, не меркнет в сказках, в песнях
Слава богатырей! 

Помнят все сэсэны мира,
Как в боях стрела
Пробивала глаз драконам,
Сердце курала! 

Пой, курай, победы вестник,
Пой в ветрах степей,
Нет, не меркнет в сказках, в песнях
Слава богатырей! 


Клятва.


Юрюзань, о родная река!
За народ я иду на врага!
Обнажив меч булатный, даю
Пред тобою я клятву мою: 

Пусть меня изуродует кнут,
Пусть глаза мне и уши проткнут,
Пусть отрежут и нос и язык, -
Не услышат мой жалобный крик! 

Я без носа почуять смогу,
Запах волн на твоём берегу,
Я услышать смогу без ушей
Шепот струй, тишину камышей. 


ПЕСНИ ИЗ НЕВОЛИ:


Нет вестей.


Караиделькай, о река родная!
Ты многих рек и глубже и мрачней.
Молчит народ, молчит тюрьма глухая
Никто, никто не шлёт ко мне вестей! 


Тоска по Родине.


Голубые небеса,
Реки, рощи и леса,
Всюду птичьи голоса,
Благодатный мой Урал! 

Ты и родина моя,
Ты любовь и жизнь моя,
Ты печаль и песнь моя,
Благодатный мой Урал! 

Я стада твои люблю,
Я луга твои люблю,
Я снега твои люблю,
Благодатный мой Урал! 

Я своей любовью чист,
Как грозой умытый лист,
Как поутру птичий свист,
Благодатный мой Урал! 

На чужбине сам грущу,
По твоим степям грущу,
Благодатный мой Урал! 

Веет ветер – грусть твоя,
На чужбину весть твоя,
Салавату песнь твоя,
Благодатный мой Урал! 


Когда я в тюрьме: Закрою глаза...


Когда в тюрьме закрою я глаза,
Мой бурый конь, мой лучший конь мне снится…
Из всех моих детей Минлияза
Была моей любимой баловницей! 


Мой Урал. 


Ай, Урал, ты, мой Урал,
Великан седой, Урал! 
Головой под облака 
Поднялся ты, мой Урал! 
Моя песня о тебе,
О любви моей к тебе.

Вместе с полною луной 
Золотом одет Урал,
Вместе с утренней зарей 
Серебром блестит Урал.

По бокам твоим, Урал, 
Встали темные леса,
А у ног твоих, Урал,
Степь - зеленая краса.

Белоснежные цветы 
На лугах твоих цветут,
И цветы, и соловьи 
Честь аллаху воздают.

Громко славит птиц напев 
Первый ясный солнца луч,
А закатный солнца луч 
Провожает, присмирев.

Ай, Урал, ты мой Урал, 
Великан седой, Урал! 
Все слова я растерял, 
Как воспеть тебя, Урал?

Заиграй же, мой курай, 
Песню, чтоб вошла в сердца, 
И Урал, и весь наш край 
Прославляя без конца!..

Урал.


Славен мой 
Урал Высотою скал.
Гребни горных круч
Блещут из-за туч.

Месяц серебрит 
Ручейки долин, 
Сосны, и гранит, 
И снега вершин.

Солнце золотит 
Сосны и гранит,
Ручейки долин 
И снега вершин.

Надо мной шатром 
Неба синева,
Шелковым ковром 
Вся в цветах трава.

Славит соловей
Песнею своей 
Лес, громады гор
И степной простор.

Я гляжу на мир, 
Молодой батыр,
Полный вольных дум,
Слышу леса шум.

Славен мой Урал,
В самоцветах весь!
Взвейся выше скал, 
Об Урале песнь!

Родная страна.


Милая моя земля,
Реки сладкие, поля,
Березняк и чернотал,
В небо вздыбленный Урал, - 
Я одну мечту таю:
Родину воспеть мою.

Головой под небо встал 
Великан седой Урал, 
Этот сказочный простор, 
Приковал навек мой взор,
Вечно б я хвалил тебя! 
Вечно воспевал тебя!

От родимой стороны 
Отлученный навсегда, 
В горестной моей судьбе
Все мечтаю о тебе,
Светлая моя земля, 
Рек медвяная струя,

Над просторами полян 
Мой Урал, мой великан!
Все же я не одинок: 
Чуть повеет ветерок,
Принесет он вести мне 
О родимой стороне,
О знакомых тех местах, 
О медвяных родниках, 
О земле, где ,к небу встал
Мой красавец, мой Урал, 
Он приносит вести мне.


Битва. 


Когда-то прежде в нашем краю 
Немало знали ,смелых сынов: 
Любой, врага сразивший в бою, 
Был тут же к новой сече готов.

Вся жизнь их в грозных битвах прошла: 
С дружиной верных -богатырей 
Великие вершили дела, 
Врагов с земли сметая своей.

Нечистых демонов колдовство, 
Из пасти льющих змеиный яд, 
Драконов черных, их волшебство 
Они мечом грозили стократ.

Подобно дедам, одушевясь,
И я коня теперь оседлал,
В священный бой, врага не страшась,
Стрелой помчался, славы искал.

Клинок в клинок ударил, звеня, 
Тяжел руки моей был размах. 
Три сотни вышли вдруг на меня, - 
И многие растоптаны в прах!

Из гущи сечи к быстрой реке 
Мой конь помчал меня и унес. 
Один на светлом, чистом песке 
Хвалу аллаху честно вознес 
И снова в бой готовлюсь идти - 
Свободу и право в бою найти!

Юноше-воину.


Высоко летает в небе ворон, 
Еще выше сокол ввысь взмывает, 
Еще выше сокола могучий 
Беркут, птичий государь, летает.

Будь как этот беркут, славный воин, 
Будь друзьям опорою стальной,
Выходи па бой с врагом отважно, 
Жизни не щадя, бросайся в бой!


Стрела.


Я бросил в небо меткую стрелу 
И ласточку подранил в вышине. 
К ногам моим упала, трепеща,
И жалко бедной птицы стало мне.

Стрела пернатая, лети опять, 
Через леса и горы правь полет. 
Не ласточек сбивать стреле в пути-
Коварного врага пускай найдет!


Мой кош.


На крутояре стал мой кош,
Блестит как серебро.
Цветы душистые кругом
Расминулись ковром.

Табун пасется вдалеке. 
В кибитке я лежу.
А рядом-близкие мои,
Все, кем я дорожу.

Тяжелый полог приподнять 
Велел домашним я 
И молча напролет всю ночь 
Слушал соловья.

Так хорошо, так звонко пел! 
Так сладко ,в эту ночь! 
И слушал я - глаза сомкнуть 
Было мне невмочь.


Соловей.


Темной ночью слышна 
Песня соловья. 
Это песня о чем? 
Не отвечу я.

Что он нынче поет - 
Солнца жаркий луч 
Или светлую луну 
Ищет среди туч?

Или ясной звезде 
Песнь посвящена, 
Иль раздолье полей 
Славит нам она? 
Я не знаю.


Тоска по Родине.


Голубые небеса,
Реки, рощи и леса, 
Всюду птичьи голоса, 
Благодатный мой Урал!

Ты и родина моя,
Ты любовь и жизнь моя,
Ты печаль и песнь моя, 
Благодатный мой Урал!

Я стада твои люблю,
Я луга твои люблю, 
Я снега твои люблю, Благодатный мой Урал!

Я своей любовью чист, 
Как грозой умытый лист,
Как поутру птичий свист,
Благодатный мой Урал!

На чужбине сам грущу, 
По твоим лесам грущу,
По твоим степям грущу,
Благодатный мой Урал!


Я не умер, башкиры!


Ты далеко, отчизна моя! 
Я б вернулся в родные края, 
В кандалах я, башкиры!

Мне пути заметают снега,
Но весною растают снега,
Я не умер, башкиры! 



Биография:


Салават Юлаев родился в 1754 году (по другим данным в 1752 г.) в деревне Текеево Шайтан-Кудеевской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии (ныне Салаватский район Башкортостана). Деревня Текеево до наших дней не сохранилась. В ходе подавления крестьянского восстания, её, как и многие другие деревни, население которых участвовало в восстании, сожгли карательные отряды императрицы Екатерины.

Салават Юлаев  — герой башкирского народа, один из активнейших участников и предводителей Крестьянской войны под руководством Е. Пугачева. В народной памяти навсегда сохранится его борьба за права коренного населения Башкирии. Кроме того, Салават Юлаев оставил после себя творческое наследие в виде стихов, написанных на башкирском языке. Они являются важным лингвистическим источником по истории страны.
Салават Юлаев происходил из потомственных тархан рода Шайтан-Кудей, в каждом поколении которого были тарханы, муллы, абызы, батыры, возглавлявшие башкирские восстания.

Салават Юлаев.


Его отец — старшина Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Юлай Азналин в 1772 году участвовал в боях с польскими конфедератами в составе трехтысячного отряда башкирской конницы, направленного в Польшу в помощь русской армии. Храбрость и отвага Юлая Азналина была отмечена военной наградой. Юлай Азналин боролся с губернскими чиновниками, которые склоняли башкир к продаже земель для строительства заводов. Его непримиримая борьба с несправедливым расхищением башкирских земель оказала на Салавата Юлаева большое влияние. Отцу Салават был обязан и образованием: он писал на языке тюрки, владел и русским языком, не испытывая трудностей в командовании многонациональными повстанческими отрядами.

В 1768 году Оренбургский губернатор князь Путятин назначил Юлая Азналина старшиной башкирской команды Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Уфимской провинции. Но вскоре у Юлая купцом Твердышевым, пожалованным в коллежские асессоры, незаконно была отнята земля под Симский завод и деревни, поэтому Юлай Азналин и его 19-летний сын Салават 11 ноября 1773 года в составе Стерлитамакского башкирско-мишарского карательного корпуса добровольно перешли на сторону повстанцев и встали под знамена Емельяна Пугачёва, подхватив его обещания исполнить многовековые чаяния башкирского народа — вернуть захваченные земли, сохранить религию и возможность жить по своим обычаям.

Современники Салавата отмечали стройность его фигуры, легкость походки и вместе с этим большую сообразительность. В 19-летнем возрасте он занял должность старшины родной Шайтан-Кудейской волости.

Когда Салават Юлаев в Бердской крепости предстал перед Пугачёвым, ему было 19 лет. С этого дня и до ареста, 25 ноября 1774 года (всего 1 год и 15 дней) он находился в центре событий Крестьянской войны.
По народным описаниям "Салават был не очень высокого, а среднего роста… Лицо у него было смуглое. Глаза у Салавата Юлаева были большие, чёрные, брови — чёрные, борода у висков (то есть бакенбарды) была узенькая". Народные рассказы, касающиеся портретной характеристики, нередко совпадают с единственными документальными сведениями о внешности батыра, где говорится: "Салават Юлаев, двух аршин четырёх вершков с половиной, волосом черен, глаза чёрные".

Е.Пугачев и С.Юлаев.


Накануне крупнейшего антиправительственного восстания у Юлаевых случился новый виток обострения отношений с властями. Он был вызван насильственным захватом их земельных угодий под строительство Симского завода. В то время Юлай Азналин и Салават числились в составе карательного корпуса, которому была поставлена задача участвовать в боевых операциях против повстанцев. Но в октябре 1773 года большая часть подразделения решила добровольно перейти на сторону восставших, в результате чего они оказались сподвижниками Е. Пугачева. Уже 12 ноября башкиры появились в Бердской слободе, где тогда находился атаман.

Картина Павла Гаврилова "Салават Юлаев в штабе Пугачева".


Находясь в рядах восставших, Салават участвовал в борьбе против Оренбургского гарнизона, солдаты которого время от времени устраивали вылазки, затем осаждал Верхнеозерную крепость и Ильинское. Но в одном из сражений он был ранен, после чего был отправлен лечиться в родную деревню. Позднее Емельян Пугачев, помня о доблести и отваге храброго башкира, возводит его в чин полковника и поручает возглавить антиправительственное движение в районах Прикамья
Салават руководил многими ключевыми событиями этой войны. Сохранившиеся документы свидетельствуют о личном участии Салавата Юлаева в более чем двадцати сражениях. Он отличился тем, что взял Симский и Катавский заводы, осаждал Челябинскую крепость, участвовал в осаде Оренбурга, сжёг Красноуфимскую крепость. За год с небольшим Салават участвовал в 28 сражениях, 11 из них он провёл самостоятельно, остальные в составе Главного войска Емельяна Пугачёва. Не все 11 самостоятельных сражений с регулярными войсками завершались победой Салавата. Были и поражения, но, в отличие от других предводителей Крестьянской войны, Салават ни разу не допускал полного разгрома своего войска. Ему каждый раз удавалось сохранить основные силы войска, в кратчайший срок восстановить боевые порядки и снова участвовать в сражениях.

Салават Юлаев руководил восстанием в Башкортостане до ноября 1774 года. 18 января 1774 со своим отрядом присоединяется к отряду Канзафара Усаева, полковника армии Емельяна Пугачева, и они совместными усилиями штурмуют г. Кунгур. 3 июня 1774 года Пугачёв присваивает Канзафару Усаеву и Салавату Юлаеву чин бригадиров (генералов).


Апогей народного движения:


Салават Юлаев.(музей).


Восстановив свое здоровье, Салават собрал собственный отряд из жителей русских поселений, расположенных в северо-восточной части Уфимской провинции, а также башкир, проживавших вдоль Сибирской дороги. С этим подразделением он выдвинулся в сторону Красноуфимска, который захватил в середине января 1774 года. Здесь в ряды восставших влились местные казаки, крестьяне, а также рабочие заводов, не желавшие терпеть усиление крепостного гнета. Далее путь башкирского героя лежал в сторону Кунгура, который отчаянно обороняли правительственные войска. Объединившись с другими атаманами (А. Бигашев, К. Усаев, М. Мальцев, И. Кузнецов, Б. Канкаев), Юлаев пытается взять прикамский городок. В течение нескольких дней шла осада, однако особого успеха восставшим она не принесла, к тому же Салават получил очередное ранение.

После того как царские войска отстояли Кунгур, они ринулись в контрнаступление и отбросили восставших обратно к Красноуфимску. Здесь в феврале─марте 1774 года развернулись тяжелые сражения, в которых принял участие только оправившийся от ран Юлаев. Он командовал русско-башкирским отрядом и зарекомендовал себя как талантливый руководитель, способный эффективно организовывать партизанскую войну против превосходящего в силе соперника.

Весной 1774 года он вместе со своим отрядом перемещается в район Уфы, где нашел большую поддержку в лице местных жителей. Подразделение Салавата неоднократно вступало в противоборство с крупным корпусом И. Михельсона. И хотя разгромить правительственные войска оно не сумело, каждый раз после боев Юлаеву удавалось избежать серьезных потерь. Несмотря на поддержку Пугачева действия башкирских отрядов имели несколько иной характер. В отличие от своих соратников, при захвате заводов они не заставляли отдавать пушки и плавить новые для своей армии, а попросту уничтожали взятые предприятия, таким образом возвращаясь к старине.
В начале июня 1774 года Салават присоединился к основной армии Пугачева, отправив в ее ряды 3 тысячи башкир. Спустя два дня Пугачев и Юлаев вели два ожесточенных сражения против Михельсона на берегу реки Ай. И если в первом они уступили, то второе не выявило победителя. После этого Пугачев стремительно направился на север в район Прикамья.

Отряд Салавата Юлаева двигался в авангарде войск восставших. Он участвовал во взятии Красноуфимска и новых боях около Кунгура. Не сумев взять эту крепость, повстанцы направились к городку Оса, который начали активно осаждать. Через несколько дней сюда подошли основные силы во главе с Пугачевым, и судьба крепости была предрешена: она пала 21 июня. Затем Пугачев направился к Казани, намереваясь идти далее к Москве. В это время подразделение Юлаева возвращается в Башкирию с твердым намерением взять Уфу. Однако царские войска провели перегруппировку сил и постепенно начали вытеснять восставших со своих позиций.


В конце марта — начале апреля 1774 года царским войскам удалось нанести серьёзное поражение основным повстанческим силам под Оренбургом, Уфой, Мензелинском, Кунгуром, Красноуфимском и Челябинском. После поражений, которые нанёс Михельсон, и пленения Пугачева, несмотря на неоднократные требования прекратить сопротивление и сдаться, Салават Юлаев продолжил восстание на территории Башкирии.

18 и 22 сентября 1774 года Юлаев терпит два болезненных поражения от корпуса подполковника И. Рылеева под Елдякской крепостью. Это вынудило Салавата отступить к Катав-Ивановску и прятаться в окрестных лесах. В середине ноября он предпринял попытку атаковать царский отряд под руководством Ф. Фреймана, но наткнулся на стойкое сопротивление, заставившее повстанцев бежать, бросив пушки.
25 ноября отряд Юлаева был настигнут в горах Каратау подразделением поручика В. Лесковского и поддержавших его мишарских старшин Абдусалимовых. После небольшой стычки Салават вместе со сторонниками был арестован. Еще ранее были лишены свободы его жены и дети. Юлаев пытался активно бороться против этого самоуправства, говоря: "Такого ж указа, чтоб от лишенных жизни семью отбирать, нет". Он просил направить жалобу в губернскую канцелярию, а если не поможет, то и в Сенат.

У Салавата Юлаева было три жены. По народному обычаю взял в жёны вдову старшего брата, у которой к тому времени уже были дети.

Картина "Допрос Салавата Юлаева".


После пленения Юлаева отправили в Уфу, затем перевезли в Казань, где он был посажен в тюремный острог. Здесь он был допрошен вместе со своим отцом и 16 марта 1775 года был приговорен к телесному наказанию и пожизненной каторге. Но, учитывая тот факт, что Юлаевы все время отвергали предъявленные им обвинения, в приговоре указывалась необходимость произвести дополнительное расследование на месте их "злодеяний". Для этого Салавата перевозят в Оренбург, а затем в Уфу.

Новое следствие вели чиновники Уфимской провинциальной канцелярии, которые подтвердили предыдущий приговор. В результате окончательный вердикт предусматривал по 175 ударов кнутом отцу и сыну, после чего им надлежало вырвать ноздри и поставить каторжные клейма, а затем отправить на бессрочную каторгу в Эстляндскую губернию на строившийся тогда порт Рогервик. Сюда же были сосланы бывшие соратники Юлаева и Пугачева И. Аристов, К. Усаев и некоторые другие. Всю оставшуюся жизнь герой башкирского народа проведет в местах заключения, где скончается 26 сентября 1800 года.

На допросах Салават не выдал никого из своих товарищей, ни на кого не наговаривал. После длительного следствия в Уфе, Казани, Москве, Оренбурге и снова в Уфе по приговору от 15 июля 1775 года Салават Юлаев вместе с отцом Юлаем Азналиным был подвергнут наказанию кнутом и клеймению, как "тягчайшим государственным преступникам".


Салават Юлаев.


Каторга.
"
Ты далёко, отчизна моя!
Я б вернулся в родные края,
В кандалах я, башкиры!
Мне пути заметают снега,
Но весною растают снега,
Я не умер, башкиры

"
2 октября 1775 года скованные по рукам и ногам Салават Юлаев и его отец на двух подводах под охраной были отправлены на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик (ныне город Палдиски в Эстонии). Обоз с каторжниками миновал Мензелинск, Казань, Нижний Новгород, Москву, 14 ноября достигли Твери. Затем были Новгород, Псков, Ревель и 29 ноября они добрались до самого Рогервика.


Балтийский порт, он же Рогервик, был основан Петром I. Однако к тому времени, когда в Рогервике оказались участники башкирского восстания, крепость была практически заброшена. Там оставались только небольшой гарнизон и малое количество арестантов. Салават и Юлай встретили здесь своих соратников по борьбе: пугачёвского полковника И. С. Аристова, полковника Канзафара Усаева и других. Здесь Салават Юлаев и его отец провели остаток своей жизни.

Последнее документальное упоминание о Салавате Юлаеве датируется 1800 годом. До этого времени он пробыл в неволе двадцать пять лет: 

"В Эстляндское губернское правление от находящегося при Балтийской инвалидной команды майора Дитмара. Находящиеся в моем ведении каторжные невольники 12-ти человек, которые и состоят благополучно. Против прежде поданной таковой же ведомости убыло: Сего месяца 26-го числа помре каторжный неволник Салават Юлаев, о чём сим донесть честь имею".

 Салават Юлаев умер 26 сентября 1800 года.


Творчество:

Кроме участия в Крестьянской войне, Салават Юлаев запомнился как талантливый поэт. До нас дошли около 500 строчек его стихов-импровизаций, записанных в XIX веке. В них прослеживается необыкновенная любовь к своему краю. Вот что он пишет в произведении "Мой Урал":

Ай, Урал, ты мой Урал
Великан седой, Урал!
Головой под облака
Поднялся ты, мой Урал!

Главными темами, которые прославлял в своем творчестве Салават Юлаев, были родной край, башкирский народ, традиции и обычаи предков. Поэт писал свои стихи на башкирском языке, поэтому они представляют большой интерес как лингвистический памятник.

"
Я гляжу на цепи гор в нашем благостном краю,
И, вбирая их простор, Божью милость познаю.
Песней небо раскололось, соловей поёт в долу,
Как азан звенит твой голос, Богу вознося хвалу!
Не зовёт ли на молитву верных мусульман?
Провожает меня в битву мой Урал — родимый стан!

"
Салават Юлаев был известен в народе и как поэт-импровизатор. Салават пел в своих песнях о родных уральских просторах, о народе и его древних обычаях, о священной вере предков. Любовь к песне, к коню и отвага воина во все времена составляли неразделимую суть башкирского воина. Идеал башкирского народа тех веков — воин-певец.

Песни и стихи Салавата Юлаева в подлинниках не сохранились. Его личная подпись сохранилась на Пугачевском манифесте и на нескольких подлинных документах из его походной канцелярии. О Салавате Юлаеве как башкирском поэте и борце за свободу своего народа сохранилось много легенд, и трудно установить подлинность авторства песен, приписываемых Салавату, и грань, отделяющую их от устной башкирской народной поэзии.

Поэзия Салавата Юлаева — одно из редких проявлений дореволюционной башкирской литературы. Память о Салавате как герое и певце-импровизаторе сохранилась среди башкир до настоящего времени; с его именем связано несколько песен, некоторые из них приписываются самому Салавату. Его стихи призывали народ к борьбе с угнетателями ("Битва", "Стрела", "Юноше-воину"), воспевали красоту родного края ("Родная страна", "Мой Урал", "Соловей"), любовь ("Зюлейха").

 

"Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа". Рисунок Вакиля Шайхетдинова.


Салават Юлаев - народный поэт Башкирии, воин, сподвижник Емельяна Пугачева. Более ста лет его имя было под запретом; целый век во всей Башкирии ни одного младенца не осмеливались назвать Салаватом. Среди башкирского народа его имя прославилось замечательными стихами, зовущими к стойкости в борьбе с врагом, воспевающими безграничную любовь к родине, ее полям, лесам, кочевьям.
Народные предания повествуют о том, что когда Салават пел песни, люди с охотой шли в бой, не чувствуя боли от ран, не боясь смерти от пули или сабли.


На самой высокой точке города Уфы, на утесе, возвышающемся над рекой Белой, стоит величественный монумент. Привстав на стременах и могучей рукой натянув поводья, всадник осадил разгоряченного коня. Смелое и волевое лицо, правая рука с плетью-камчой, поднятая в призывном движении. Это национальный герой башкирского народа Салават Юлаев.

Имя национального героя навсегда останется в памяти башкирского народа. В честь Салавата Юлаева названы населенные пункты, улицы, учреждения культуры, в том числе несколько музеев. В 1967 году была основана премия (с 1992 года — Государственная премия им. Салавата Юлаева), которой удостаиваются лучшие деятели искусства республики. Во многих городах Башкирии установлены памятники прославленному герою. В честь Салавата Юлаева создана одноименная опера (авторы композитор З. Исмагилов и поэт Б. Бикбай), а также художественный фильм (режиссер Я. Протазанов).


В настоящее время Салават Юлаев — национальный герой башкирского народа, является символом современного Башкортостана. Его именем названы район, город, улицы, культурно-просветительские учреждения.


Герб Республики Башкортостан.


Действует Музей Салавата Юлаева в родных местах Салавата — в селе Малояз Салаватского района Республики Башкортостан; филиал музея расположен в селе Башкортостан.





В музее Салавата Юлаева в Малоязе, Салаватском районе Башкортостана хранится сабля Салавата Юлаева. Сабля эта без ножен, длиной 96 см, шириной 3 см, вогнутая. Ручка из жёлтой меди с изображением головы льва и украшениями из мелких камней. На лезвии несколько потухшая надпись на арабском языке, которую ученым не удалось расшифровать.
Исследованием биографии Салавата Юлаева занимались историки, краеведы, писатели и журналисты: Виктор Владимирович Сидоров, Радик Шакирович Вахитов, Мирас Хамзович Идельбаев, Хайрулла Динмухаметович Кульмухаметов, Залялетдинов Ихсан Ялалович, Тархан Сагитович Загидуллин, Сайфуллин Абузар Хакимьянович, Сафин Вильмир Иштимирович, Степан Павлович Злобин и Инга Михайловна Гвоздикова

Именем Салавата Юлаева названы:

город Салават в Башкортостане.
Салаватский район в Башкортостане.
хоккейный клуб "Салават Юлаев".
ледовый дворец спорта в Уфе.
улицы и проспекты Салавата Юлаева во многих городах России, Украины.

Салавату Юлаеву посвящены:

опера "Салават Юлаев", написанная Загиром Исмагиловым и поэтом Баязит Бикбаем в 1955 году
балет "Горный орел" ("Урал бөркөтө", 1959 г., либретто и музыка Х. Ф. Ахметова и Н. Г. Сабитова, хореография К. Д. Карпинской)
фильм "Салават Юлаев", снятый в 1941 году в СССР режиссёром Яковом Протазановым.



В Республике Башкортостан учреждены:



орден Салавата Юлаева.


Salavat Yulaev Prize.png

Государственная премия имени Салавата Юлаева за лучшие произведения в области литературы, искусства и архитектуры (с 1967 года).


Памятники:



Памятник Салавату Юлаеву у дома Госсобрания.





Первый в республике памятник-бюст Салавату работы Т. П. Нечаевой установлен под открытым небом в его родных местах — в Салаватском районе в 1952 году.




В 1989 году похожий памятник-бюст из кованой меди был установлен в эстонском городе Палдиски.



В Уфе 17 ноября 1967 открыт памятник Салавату Юлаеву работы осетинского скульптора С. Д. Тавасиева. Изображение этого памятника попало на герб Башкортостана.


Копия памятника в санатории Увильды в Аргаяшском районе Челябинской области была установлена в 2005 году.
















Памятники-бюсты установлены в Салавате (бюст С.Юлаева),Баймаке, Сибае, Аскарово.




Именем "Салават Юлаев" назван 2х-палубный теплоход.

В годы Великой Отечественной войны имя Салавата Юлаева носили: истребительно-противотанковый артиллерийский полк, бронепоезд и другие подразделения.
Образ Салавата Юлаева увековечен в башкирском и русском народном творчестве, в произведениях русских, башкирских, татарских, казахских, чувашских, удмуртских и марийских писателей.
Ежегодно проводится республиканский фольклорный праздник Салауат йыйыны.

В филателии:




Почтовая марка СССР,
1952 год.




Почтовая марка России,
1999 год.




Почтовый конверт России,
2004 год.





Почтовый конверт России,
2004 год.






(N.N.)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога