Витус Беринг.

12 августа 1681 г. — 8 (19) декабря 1741 г.

Русский мореплаватель и землепроходец.




Витус Ионассен Беринг - выдающийся офицер русского флота, капитан-командор, мореплаватель и землепроходец первой половины XVIII столетия по происхождению датчанин. Исследователь побережья Камчатки, Чукотки и северной части Тихого океана. В 22 года от роду он завербовался на русскую службу и до конца дней верой и правдой служил России. В честь его названы Командорские острова, Берингово море и пролив между Азией и Америкой. Основатель нынешней столицы Камчатки города Петропавловск-Камчатский.


Биография:
Витус Ионассен Беринг родился в 1681 году в поселке Хорсенс, Дания в семье крестьянина.  В. Беринг носил фамилию матери Анны Беринг, принадлежавшей к знаменитому датскому роду. Отец мореплавателя был церковным старостой. В.Беринг поступил в кадетский корпус в Амстердаме, который окончил в 1703 году.Начал свою доблестную  службу с участия в Ост-Индийской компании, которая открыла ему путь на русский флот.

В то время по всей Европе "агенты" царя Петра I занимались поиском и вербовкой на русскую службу толковых иностранцев - военных, моряков и других специалистов. В Амстердаме подбором моряков "с опытом работы" занимался адмирал Корнелий Ивановичем Крюйс. Судьбе было угодно свести Крюйса и Беринга. И молодой датский моряк решил попытать счастья на чужбине.
В Петербурге Беринга сперва поставили командиром небольшого судна. Оно доставлял лес с берегов Невы на остров Котлин, где по приказу Петра I строилась военно-морская цитадель русского флота — Кронштадт. 1707 – произведен в России в поручики (лейтенанты).Был переведен на Азовскую флотилию и назначен командиром шхуны "Мункер" на Азовском море. В процессе службы участвовал в морских боях с Турцией и вскоре получил звание капитан-лейтенанта. В 1712 году был переведен на Балтийский флот, где был назначен командиром фрегата "Перл" и получил следующие воинское звание капитан 3 ранга.
Витус Беринг любил море и поэтому  верно проходил морскую службу на Русском флоте. Всю свою последующую деятельность посвятил поискам пролива, который соединял Азию и Серверную Америку.

Великий Петр I приветствовал дела, которые приносили мировую известность государству Российскому, и поэтому легко согласился на организацию экспедиции, предложенную голландскими учеными. Экспедицию, которая состояла из 100 человек, возглавил  Витус Беринг. Группе надлежало прибыть в район Камчатки, соорудить судно под названием "Святой Гавриил", достигнуть берегов Северной Америки и оставить о своем пребывании там память.

 

судно "Святой Гавриил"

В 1723 году, прослужив 20 лет на русском флоте, Витус Беринг вдруг подает прошение об отставке. (Якобы Беринг претендовал на чин капитана I ранга, но не получив его,  решил уйти со службы.) Так это или нет – доподлинно неизвестно.
 23 декабря 1724 года Петр I издает указ об организации экспедиции на Камчатку и поручает Адмиралтейств-коллегии подобрать для ее руководства достойного морского офицера. Адмиралтейств-коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга В. И. "поскольку он в Ост-Индии был и обхождение знает". Петр I согласился с предложенной кандидатурой. В.Беринга вновь принимают на морскую службу и присваивают ему звание капитана I ранга. 


 Важную роль в организации и работах Первой, а затем — и Второй Камчатской экспедиции играли помощники Беринга — капитан-командор А. И. Чириков и М. П. Шпанберг.

  Первая Камчатская экспедиция:

Первая Камчатская экспедиция добиралась из Петербурга до Охотска два года, с января 1725 по январь 1727 года — через Сибирь, на лошадях, пешком, на речных судах. Перезимовав здесь, экспедиция переправила снаряжение на лодках и собачьих упряжках к устью реки Камчатка на восточном побережье полуострова, где к лету 1728 года было закончено строительство бота "Св. Гавриил". В июле-августе 1728 года судно поднялось на север, а затем — на северо-восток вдоль материка. В ходе плавания были нанесены на карту Карагинский залив с островом, залив Креста, бухта Провидения, Анадырский залив и остров Святого Лаврентия.

Экспедиция, как потом оказалось, вышла через (Берингов) пролив в Чукотское море (при этом североамериканское побережье обнаружено не было), после чего повернула назад, поскольку Беринг посчитал задание выполненным: было показано, что азиатское и североамериканское побережья не соединяются.

В 1729 году Беринг обогнул Камчатку с юга, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу, и через Охотск и всю Россию вернулся назад в Петербург.

Таким образом, за два года экспедиция Беринга — первая в России морская научная экспедиция — произвела инструментальную съёмку западного побережья моря, которому впоследствии будет присвоено имя первооткрывателя, на протяжении более чем 3500 км. Беринг завершил открытие северо-восточного побережья Азии, а картой, составленной им совместно с подчинёнными, как отмечают специалисты, позднее пользовались все западноевропейские картографы при изображении северо-востока Азии.

Пакеботы "Святой Пётр" и "Святой Павел".

Вторая Камчатская экспедиция: Великая Северная экспедиция, Отряд Беринга—Чирикова (Великая Северная экспедиция).


Вернувшись в Россию в марте 1730 года из Первой Камчатской экспедиции, Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь, он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам — а также к американскому континенту.

В 1733 году Берингу было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья. Мартыну Шпанбергу поручалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.

В начале 1734 года Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он потом провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции. Во второй Камчатской экспедиции участвовал Арсений (Мацеевич), впоследствии сибирский митрополит, осуждённый при Екатерине II и канонизированный как мученик.

С весны 1735 по июнь 1740 года в том же поселке Охотск были построены два судна - пакетботы "Святой Петр" и "Святой Павел". Беринг находился на флагманском корабле "Святой Петр". Другим судном командовал его соратник и мореплаватель Алексей Чириков. Обогнув Камчатку, экспедиция в октябре 1740 года достигла Авачинской губы и остановилась на зимовку в бухте, которую Витус Беринг назвал Петропавловской в честь двух кораблей. 4 июня 1741 года направились на юго-восток искать берега Американского материка. Попав в густой туман, мореплаватели потеряли друг друга и дальнейшее плавание совершали самостоятельно.

Пытаясь найти "Землю Гаммы" (так в те времена называли Америку), Витус Беринг проследовал на юг и вскоре достиг берегов земли. Через пять дней он открыл остров, получивший имя Святого Ильи. 26 июля с корабля был замечен остров Кадьяк, а 2 августа был обнаружен Туманный остров (сегодняшнее его название Чириков). В последующие дни участниками экспедиции были открыты Евдокеевские острова и обнаружены берега Камчатки. Суровые условия плавания, скудность и однообразие в пище, недостаток воды вызвали на судне заболевание цингой. Поэтому Витус Беринг решил укрыться от разбушевавшихся штормов и пополнить запасы воды.

4 июня 1741 — в год, когда Витусу Берингу исполнялось уже 60 лет — "Св. Пётр" под командованием В.Беринга и "Св. Павел" (А.Чириков) вышли к северо-западным берегам Америки. 20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке. "Святой Петр" под командованием В. Беринга пошел на восток и 16 июля 1741 года (на один день позже "Святого Павла" и третьим из русских кораблей) на широте 58°14' достиг берега Северной Америки в районе горы Св. Ильи.

Встреча русских с алеутами (рисунок Свена Вакселя).


После высадки на о. Каяк, пакетбот повернул обратно к берегам Камчатки, следуя вдоль южного берега Аляски и Алеутской гряды. По пути были открыты остров Кадьяк, Евдокеевские и Шумагинские острова, острова Св. Иоанна (Атха), Св. Маркиана (Кыска) и Св. Стефана (Булдырь). 5 ноября пакетбот зашел для пополнения запасов воды на остров, впоследствии названный островом Беринга, где 28 ноября сильным ветром был выброшен на берег.
В тяжелых условиях вынужденной зимовки от цинги умерли 19 человек, а 8 декабря скончался и Витус Беринг. Командование принял штурман поручик Свен Ваксель. Весной 1742 года 46 оставшихся (из 75) членов экипажа сумели построить из обломков пакетбота гукор (также названный "Св. Петром") и в августе 1742 года, преодолев 250 км, достигли Авачинской губы.

 Материалы экспедиции были полностью  учтены в 1746 году при составлении "Карты Российской Империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому океану и найденных западных американских берегов". За этот срок экспедиции впервые в мире была произведено нанесение на карту западное побережье моря, которое впоследствии было названо именем Беринга. Он также совершил открытие северо-восточное побережье Азии, а картой составленной им, позднее пользовались некоторые западноевропейские картографы. Дело великого мореплавателя было продолжено и по его следам устремились к открытым землям российские ремесленники и купцы.
Остров Беринга площадь 1660 кв. км единственный обитаемый остров архипелага Командорских островов. Поселок Никольский единственный населенный пункт. Электроэнергией обеспечивают два ветрогенератора.
Он действительно ревностно относился к любому поручению. Его прилежание оценили и поручали различные ответственные задания, о чем  красноречиво говорит послужной список Беринга. Вся его биография, по сути, и есть послужной список на службе новому отечеству.

Послужной список Витуса Беринга:


1703 – Амстердам. Датчанин Беринг поступает на русскую службу.
1707 – произведен в России в поручики (лейтенанты).
1710 – переведен на Азовскую флотилию. Произведен в капитан-лейтенанты. Командовал шнявой "Мункер".
1710 - 1712 в составе Азовской флотилии участвовал в войне с Турцией.
1712 - переведён на Балтийский флот.
1713 - в Выборге женился на Анне Кристине, дочери одного из местных бюргеров.
1715 - произведён в капитаны 4 ранга. В этом же году Витус Беринг в последний раз побывал на родине и больше туда не возвращался.
1716 - капитан 4 ранга Беринг командовал кораблём "Пёрл".
1717 - произведён в капитаны 3 ранга.
1719 - году командовал кораблём "Селафаил".
1720 году произведён в капитаны 2 ранга, командовал кораблём "Мальбург" и другими.
1724 году Беринга вновь принимают на морскую службу, присваивают ему звание капитана I ранга.
Вернувшись в Россию в марте 1730 года из Первой Камчатской экспедиции, Витус Беринг получил чин капитан-командора.

Петр I  - инициатор Камчатской экспедиции.


Точно известно, что 23 декабря 1724 года Петр I издает указ об организации экспедиции на Камчатку и поручает Адмиралтейств-коллегии подобрать для ее руководства достойного морского офицера. Адмиралтейств-коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга В. И. "поскольку он в Ост-Индии был и обхождение знает". Петр I согласился с предложенной кандидатурой.

Беринга вновь принимают на морскую службу, присваивают ему звание капитана I ранга. Задачи экспедиции Берингу собственноручно расписал сам Петр:

1. Надлежит на Камчатке или в другом месте сделать один или два бота с палубами.
2. На оных ботах (идти) возле земли, которая идет на Норд и по чаянию, понеже оной конца не знают, кажется, что та земля часть Америки.
3. И для того искать, где оная сошлась с Америкою и чтоб доехать до какого города Европейских владений... И самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды.

Беринг решительно берётся за дело и уже через 2 недели первые офицеры и матросы отправляются из Петербурга на восток. Благодаря личной энергии Беринга экспедиции не помешали ни внезапная кончина Петра I, ни последующая политическая грызня за престол в высших российских кругах.

Что открыл Витус Беринг - маршрут первой камчатской экспедиции Беринг и его товарищи блестяще справились с поставленной задачей – исследовали и нанесли на карту большую часть побережья Камчатки и Чукотки. И главное – доказали, что Азия и Америка не соединяются между собой. Не найдя Американского берега, экспедиция вернулась в Охотск, впервые обогнув Камчатку с юга, нанеся на карту ее истинные границы и доказав, что Камчатка не соединяется с Японией, как полагали некоторые.

Вернувшись в Петербург, Беринг предоставил подробный отчет в Адмиралтейство. К его отчетам, однако, там отнеслись с настороженностью и недоверием. Несмотря на все сомнения, труды Беринга со товарищи были оценены, он получил чин капитан-командора и 1000 рублей деньгами.

Как оказалось, незадолго до Беринга из Якутска вернулся некий казачий полковник Шестаков, который в свое время "выбил средства" у правительства на  обследование северных территорий и обещание "покорить всех чукчей".  Карты, привезенные  Берингом, не стыковались с "продукцией" Шестакова, потому, что были гораздо более точными и грамотными.

Карты, составленные командой Беринга, были для того времени на удивление точными. Их качество  высоко оценил сам Джеймс Кук, который плавал в этих же местах в то же время с похожими целями. (Кстати, задача Д. Кука была найти "северный морской путь" с востока на запад американского континента.)

Беринг не только составил подробный отчет о результатах своего первого путешествия на Камчатку, но и вышел с инициативой организации второй камчатской экспедиции, с целью дальнейших исследований северо-восточных земель и нахождения восточного морского пути в Америку.


Неожиданно его инициатива получила поддержку на самом верху – среди руководства Адмиралтейств-коллегии и Сената. Предложения Беринга переросли в грандиозное мероприятие, вошедшее в историю как Великая Северная экспедиция. Императрица Анна Иоанновна подписала высочайший указ, дав "добро" на это дело. Начальником всего проекта был назначен Витус Беринг. На дворе стоял апрель 1732 года.

С этого момента и до последнего дня В. Беринг жил только делами и заботами этого дела. И даже свой последний час он встретил "при исполнении"...

Подробно о Первой и Второй камчатских экспедициях Беринга, а также о всем проекте Великой Северной экспедиции читайте в материалах:

Великая Северная экспедиция 1733 - 1743.
Вторая Камчатская экспедиция Беринга и Чирикова 1740-1741.
Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга 1725-1730.
Часто встречается утверждение, что европейцы (русские) открыли берега Северной Америки (Аляски) именно во время Второй Камчатской экспедиции, но это неверно. Первым русским судном, подошедшим к берегу Северной Америки (Аляски), был бот "Св. Гавриил" под началом геодезиста М. С. Гвоздева и подштурмана И. Федорова 21 августа 1732 года в ходе экспедиции А. Ф. Шестакова и Д. И. Павлуцкого 1729—1735 гг. Кроме того, есть отрывочные сведения о посещении русскими людьми Америки в XVII веке.

Могила Беринга.


В 1874 году представители Российско-Американской компании поставили деревянный крест примерно на том месте, где предположительно должна была находиться могила великого мореплавателя. Позднее местные исследователи установили нынешний памятник — два наложенных друг на друга каменных прямоугольника, покрытые сверху чугунной плитой. Надгробие венчает железный крест высотой 3,5 м.







Медаль в честь Витуса Беринга.







В 1991 году отмечалось 250-летие плавания Беринга и Чирикова к северо-западному побережью Америки. Международное общество "Подводный мир" и клуб "Приключение"Дмитрия Шпаро совместно с Институтом археологии Академии наук СССР организовали экспедицию на остров Беринга с привлечением датских исследователей. Одновременно обществом "Память Балтики" был сформирован подводно-археологический отряд. Основными задачами экспедиции стало комплексное изучение и сохранение историко-культурного наследия Командорских островов, поиск могилы Беринга, подводно-археологические работы по поиску якорей пакетбота "Св. Пётр" в бухте Командор.

Экспедиция обнаружила могилы Витуса Беринга и ещё пятерых моряков. Останки перевезли в Москву, где их исследовали судебные медики, которым удалось реконструировать внешность Беринга.


Как установили датские и российские историки, канонический портрет командора Витуса Беринга, публикуемый во всех учебниках и справочниках, на самом деле принадлежит его родному дяде — тёзке мореплавателя, придворному датскому поэту, в честь которого Витус и получил своё имя. На зубах Беринга не было обнаружено следов цинги, что позволило сделать предположение о том, что Беринг умер от какой-то иной болезни. На следующий год останки мореплавателя были возвращены в погребение на Командорских островах и перезахоронены.




Витус Беринг-реконструкция В.Н. Звягина, создана в 1992 году.

















Портрет поэта Витуса Педерсена Беринга, длительное время считавшийся портретом мореплавателя, которому поэт приходился дядей.










Признание заслуг:

Потребовалось значительное время, прежде чем заслуги Беринга были полностью признаны. Первым из путешественников, подтвердившим точность исследований Беринга, стал английский мореплаватель Джеймс Кук. Именно он предложил дать имя Беринга проливу между Чукоткой и Аляской.

Справедливости ради необходимо отметить,что первый известный мореплаватель, прошедший по Берингову проливу, соединяющему Северный Ледовитый океан с Тихим и разделяющему Азию и Северную Америку, Чукотку и Аляску, причём сделал это за 80 лет до Витуса Беринга, в 1648 году,был Семён Иванович Дежнёв-русский путешественник, землепроходец, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, торговец пушниной.
Примечательно, что Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось ограничиться плаванием только в его южной части, тогда как Дежнёв прошёл пролив с севера на юг, по всей его длине.


Память:

Памятник Витусу Берингу установлен в Петропавловске-Камчатском.


Именем Беринга назван ряд географических объектов:


Берингово море.
Берингов пролив.
Остров Беринга.
Мыс Беринга
Ледник Беринга на Аляске.
Именем Витуса Беринга названы Берингов проезд и Новый Берингов проезд в Москве, улицы в Санкт-Петербурге, в Мурманске, в Нижнем Новгороде, в Томске, в Якутске, в Находке, Артёме, Астрахани и Петропавловске-Камчатском.
Существовал дизельэлектроход "Витус Беринг", который работал на Северном Морском пути, в том числе обеспечивал высадку дрейфующей полярной станции СП-30.
В июне 2012 по заказу Совкомфлота был спущено на воду буксирное многоцелевое судно ледового класса для обслуживания разработок на шельфе, названное именем Витуса Беринга.
Имя Витуса Беринга носит Камчатский государственный университет.
Именем Витуса Беринга назван один из самолетов российской авиакомпании "Аэрофлот"(Airbus A320 VP-BZO).
В 1970 году был снят советский биографический фильм "Баллада о Беринге и его друзьях".
Имя Беринга стало брендом датских часов "Bering".
Имя этого отважного мореплавателя носят несколько растений, произрастающих на Дальнем Востоке: ясколка Беринга (Cerastium beeringianum Cham. et Schlecht.), мятлик Беринга (Poa beeringiana Probat.), лапчатка Беринга (Potentilla beeringii Jurtz.)

 

 

  (N.N.)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога