Акаев Юсуп Абдулабекович.

14 августа 1922 г.— 19 ноября 1949 г.

Летчик-штурмовик  ВОВ, Герой Советского Союза.



Юсу́п Абдулабе́кович Ака́ев (14 августа 1922 — 19 ноября 1949) — лётчик-штурмовик, в годы Великой Отечественной войны командир 2-й авиационной эскадрильи 47-го штурмового авиационного полка 11-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Краснознамённого Балтийского флота, Герой Советского Союза (1944), майор.


Биография:


Родился 14 августа 1922 года в селе Нижний Дженгутай Буйнакский район Дагестанской АССР (ныне Республика Дагестан, Россия) в крестьянской семье. По национальности кумык. Член ВКП(б)/КПСС с апреля 1944 года. Окончил 7 классов. Работал учителем. В 1941 году окончил юридическую школу.

В Военно-морском флоте ВС СССР с 1941 года. В 1942 году окончил военно-морское авиационное училище. На фронте с сентября 1943 года. Боевое крещение принял на Черноморском флоте, под Новороссийском (с 1973 года — город-герой).


Боевая служба младшего лейтенанта Юсупа Акаева началась в 1941 году, в  штурмовом авиаполку 11-й штурмовой авиадивизии на Черноморском флоте. В этом же полку он будет воевать до полной победы над врагом уже в небе Балтики, умножая боевые традиции авиаполка. В его составе он участвовал в обороне, а затем в освобождении от фашистов Черноморского побережья – городов и портов Таманского и Керченского полуострова, Анапы, Новороссийска, Феодосии, Крыма, Севастополя.


В ноябре 1943 года Ю. Акаеву, в двадцать лет уже назначенному командиром 2-й авиаэскадрильи, впервые доверили быть ведущим большой группы самолетов. И он в полной мере выдержал экзамен на мужество, самообладание и волю, показал не только пример личной отваги – первым ринуться в бой, обеспечить выполнение боевого задания при наименьших наших потерях, увлечь за собой группу, потом собрать ее и вернуть на свой аэродром, но и нести полную ответственность за действия ведомых.


Уверенность, самообладание ведущего Ю. Акаева передавались всем. Его мастерство, отвага, готовность прийти на помощь вызывали большое доверие и уважение товарищей. Поэтому, как отмечалось во всех боевых характеристиках Ю. Акаева, летчики охотно шли с ним в атаку.


В один из декабрьских дней 1943 года, когда шестёрка Ил-2, пустив на дно 4 торпедных катера, без потерь вернулась на аэродром, стал днём рождения нового способа бомбометания. Оно стало осуществляться с малых высот. Впоследствии этим способом морские лётчики потопили сотни вражеских кораблей и на Чёрном море, и на Балтике, и на Севере, и на Дальнем Востоке, но рождён был этот метод в полётах на Феодосию, и это означало достижение наивысшей эффективности бомбометания. В борьбе за это есть вклад и Юсупа Акаева.


В ночь с 31 октября на 1 ноября 1943 года. Началась десантная операция на Крым. В глубокой темноте отряды черноморских моряков высаживаются на восточном берегу Керченского полуострова. Необходимо обеспечить снабжение нашего десанта морским путем. Фашисты принимают контрмеры. Они сосредоточивают свои морские силы, особенно торпедные катера, в Феодосии и Киик - Атлама. На помощь нашим десантникам теперь должны прийти лётчики. Перед частью, в которой служит Юсуп Акаев, ставится боевая задача: уничтожить вражеские плавсредства в портах Феодосии и Киик - Атлама и взять порт Феодосию.

Это была трудная и сложная задача. Нелегко прорваться через все преграды к цели, ещё труднее попасть в маленькие верткие суденышки, маневрирующие с огромной для воздушного бомбометания скоростью. Лётчики разрабатывают разные варианты заходов, применяют десятки тактических уловок, но эффективность их бомбовых ударов явно недостаточна. Пока бомбы летят с большой высоты, торпедные катера успевают увильнуть от них.


Тогда и родился метод бомбометания с малых высот. Самолёт уже не пикирует на корабль, а идёт на него над водой низко, низко, не выше мачт корабля. Приблизившись, лётчик должен сбросить бомбы и тотчас у самого корабля резко вырвать машину вверх. Это было рискованно, но зато попадание - самое вероятное. Поиски новых методов бомбовой атаки захватили и Юсупа Акаева. Он стал пионером "топмачтового" бомбометания. Вот как рассказывает об этом Герой Советского Союза майор Тургенев:

"Командир полка - прославленный ас, дважды Герой Советского Союза Нельсон Степанян, ознакомившись с приказом "испробовать новый способ бомбометания в боевой обстановке", попросил: "Акаева ко мне".

Он назвал эту фамилию почти не задумываясь, ибо Юсуп Акаев считался уже бывалым лётчиком. Его хорошо знали лётчики Чёрного моря. Это он совершал дерзкие полёты над Северным Кавказом и Крымом. Его эскадрилья всегда наносила большой урон врагу. Многим казалось, что Юсупу просто везёт. Но это было не так. Он не раз попадал в чрезвычайно тяжелую обстановку, и смерть не раз смотрела ему в глаза.

- Вот что, Акаев, - сказал тогда Степанян, - есть ответственное поручение. В 40 километрах от Севастополя воздушной разведкой обнаружен вражеский караван. В его составе танкер, минный тральщик, 2 сторожевых катера, торпедный катер и одна быстроходная десантная баржа. Необходимо потопить танкер. Он везёт противнику горючее. Надо, чтобы он не довёз его. Это, во-первых, а во-вторых, - Степанян испытующе посмотрел на Акаева, - топить будешь "топмачтовым".

Юсуп был очень рад. Ему, именно ему поручают опробовать новый способ.

Эскадрилья Акаева, миновав Севастополь, ещё занятый противником, пошла над морем. Через несколько минут она обнаружила караван. В нём было столько единиц, сколько значилось в сообщении разведки. В центре, под усиленным конвоем, шёл танкер.

- Прикрывайте, иду на танкер, - приказал Акаев через ларингофон товарищам и резко пошёл на снижение.


Машина с головокружительной скоростью неслась над волнами. Дистанция между самолётом и кораблём сокращалась с невероятной быстротой. Вот всё отчётливее выступает борт танкера. Юсуп хладнокровно и расчётливо ведёт машину. Успех дела решают секунды. Нужна ясная мысль, острый взор, самообладание. Вот он борт !   Ещё секунда и штурмовик врежется в него. Но ручка вовремя взята на себя и надавлены кнопки. Не машина, а бомбы врезаются в борт. А машина уже парит над облаками. Юсуп наклоняется и смотрит вниз. Из разорванного борта корабля бьет горючее, охваченное огнём. Пламя вместе с горючим разливается по воде. Танкер кренится на бок и задирает вверх корму..."

Вот документы  осени 1943 года.

8 ноября, Акаев ведёт шестёрку "Илов" на выполнение очередного боевого задания. Огонь вражеской зенитной артиллерии достиг невероятной силы. Акаев всё - таки выполняет задание и искусным маневром выводит группу из огня. Но вот лётчики заметили, что самолёт командира отстает. Он, оказывается, ранен зенитным огнем, и Акаев вместе с воздушным стрелком Слепцовым, напрягая все силы, "тянет" самолёт к своим. До берега оставалось 3 - 4 километра, когда самолёт начал резко терять высоту. Ясно, что никуда уже недотянешь, и спасение лишь в одном: посадить машину на воду и суметь, воспользовавшись долями секунды, выскочить из самолёта, пока он погрузится в воду.


Ещё несколько секунд, и самолёт поглотила морская пучина, а на поверхности бушующих волн в спасательных лодках плавают 2 лётчика. Товарищи видели, как друзья их сели на воду, - значит помощь должна прийти. Но падение советского самолёта видели со своего берега и фашисты, - они будут подстерегать спасательный катер. Начинается поединок на выдержку. Над морем появляется Ил-2. Он ищет боевых соратников, которым грозит смерть, находит их и возвращается на берег, чтобы сообщить о координатах. Наступают сумерки. Серое небо сливается с потемневшим морем, большие холодные волны без конца набрасываются на лёгкие надувные лодочки, потерпевшие аварию советские лётчики смертельно устали, насквозь промокли, но ни на минуту не предаются отчаянию, - надо бороться.

В серой пелене лётчики различают, как от берега двигается маленькая точка. Странно лишь, что она появилась немного левее, почти рядом с прибрежной полосой, занятой противником. Неужели это враг ?   До терпящих бедствие доносится глухой удар орудийного взрыва. Поединок разгорается, - это бьют фашисты, их огонь вот - вот накроет советский спасательный катер. Риск слишком очевиден, и катеру приходится повернуть к берегу. Только Акаеву и Слепцову становится ясным, почему спасательный катер вышел почти у самых вод, занятых противником, - правее, дальше от врага и ближе к потерпевшим, всё почти сплошь заминировано.

Идёт 5-й час борьбы советских лётчиков со стихией. Они напрягают последние силы. И помощь всё же пришла. Бесстрашные торпедники сумели в конце концов пройти на катере и сквозь минное поле. Друзьям хочется помочь - кричать, подавать сигналы, плыть навстречу, но силы на исходе. Ещё через полчаса почти без сознания Акаев и Слепцов оказываются на палубе катера в объятиях спасших их моряков катерного тральщика. А ещё через несколько дней - новое боевое задание.






Ил-2, которым в тот день управлял Герой Советского Союза Юсуп Акаев, был поднят со дна Керченского пролива  в конце июля 2016 года.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Акаеву Юсупу Абдулабековичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4332).

Юсуп  Акаев  сражается на Чёрном море, затем на Балтийском. Идут бои за Севастополь, Керчь, Феодосию, Выборг, Таллин, Клайпеду, Пиллау.

Грудь отважного лётчика украсили 10 правительственных наград: "Золотая Звезда" Героя Советского Союза и орден Ленина, три ордена Боевого Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Отечественной войны 1-й степени и другие награды.

 Это  письмо, написанное в дни горячих сражений рукой командира полка дважды Героя Советского Союза Нельсона Степаняна. Вот небольшая выдержка из него:


Акаев Юсуп Абдулабекович.

"Разрешите, дорогие родители славного Юсупа Акаева, гордости дагестанского народа, гордости нашей Родины, передать Вам от имени всего коллектива нашей части искреннюю благодарность за то, что воспитали такого прекрасного лётчика, который является грозой фашистских банд. Ваш сын вписал много прекрасных страниц в историю нашей боевой части. Он хороший товарищ, отличный командир. Мы все гордимся им..."




После войны служил на Балтике. С 1948 года майор Акаев Ю. А. — в отставке. Скончался 19 ноября 1949 года на 28-м году жизни.



Память:




Памятник Герою установлен около Буйнакского педагогического училища.


Имя Героя Советского Союза Ю. А. Акаева носят:

 Школа № 7 в городе Кизилюрт и совхоз в селе Учкент Буйнакского района Дагестана.

Совхоз в селе Учкент Буйнакского района Дагестана.

Улицы Ю. Акаева в посёлках Тарки (Махачкала), Шамхал, Султан-Янги-Юрт, Новокаякент, Учкент и других.

В 2000 году улица Тимирязева в Махачкале была переименована в улицу Ю. Акаева.

Имя Героя носит базовый тральщик проекта 1265.Базовый тральщик "Юсуп Акаев"  ( до 30 декабря 2002 года - базовый тральщик "БТ-88" ).Построен на Петрозаводском ССЗ "Авангард", вступил в строй в 1987 году и вошёл в состав КВФ.




Награды:

Медаль "Золотая Звезда" Героя Советского Союза;

Орден Ленина;

Три ордена Красного Знамени;

Орден Александра Невского;

Орден Отечественной войны I степени;

Медали.



(N.N.)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога