Шеин Алексей Семёнович (Генералиссимус).


Август 1662 г. или 1652 г. — 12 февраля 1700 г. 


Русский воевода, боярин, государственный деятель, первый русский генералиссимус.


Биография:


Алексей  Семёнович  Шеин (1652-1700), - правнук  Михаила  Борисовича.  Год  рождения  Алексея  Семёновича  Шеина  во  всех  энциклопедических   словарях  указан  1662  –  это  неверно.  В  действительности  он  родился  в  1652 году. В  подтверждение  этого  факта  достаточно  сказать,  что  его  отец  стольник  -  Семён  Иванович  Шеин   был  погребен  в  Троице-Сергиевой  Лавре 7 июля  1655 года.

 Кроме  того,  первая  жена  А.С.Шеина  -  княжна  Анна  Петровна  Долгорукова  умерла  12 ноября  1671  года,  из   чего  следует,  что   Алексею  Семёновичу,  согласно  официальной   версии,  было  всего  лишь  9  лет .  Отец  Алексея  Семёновича –  стольник  Семён  Иванович   Шеин,  сведения,   о  службе  которого   крайне  скудны,  по-видимому,  нёс   исключительно   дворцовую  службу.  Что  же касается  матери  Алексея  Семёновича,  то  согласно  сведениям  из   "Полного  собрания   законов  российской  империи   с  1649 года", из  которого  явствует,  что  её  звали  Авдотьей  Ивановной  (происхождение не указано). Причём  историк Н.Г.Устрялдов  ошибочно утверждает,  что  она  была  урождённая  княжна  Черкасская.
    На  самом   же  деле   Авдотья   Ивановна  после  смерти   мужа  –  Семёна  Ивановича  Шеина,  погребенного  7.07.1655  года,  была  вторым  браком  замужем   за  боярином  князем Григорием  Семёновичем  Черкасским,  выходцем  из  Кавказа,  который   в   Москве   был   крещён   в  православную  веру.  Его  служба  "была   исключительно  придворной   и   проходила   в   непосредственной  близости   к  особе   Царя".  Причём   первая   жена   князя  Черкасского -  княжна  Прасковья  Никитична  Одоевская  была  погребена  8  июля  1656 года  в той же  Троицкой Сергиевой  Лавре  Факт второго брака  Авдотьи Ивановны  косвенно  подтверждается  тем  обстоятельством, что  её   могилы   нет   рядом   с   могилой  бывшего  мужа  -  Семёна  Ивановича  и  сына  -  Алексея  Семёновича.
   Он, -  как  говорится   в   исторических   источниках, -   был   одним    из   лучших   полковод- цев  и  самых  образованных   россиян  своего   времени, пользовался  милостью Петра Великого.  Его  имя  впервые  упоминается  в  1671г.  среди  "ближних  людей"  в  свадебном   поезде  в  связи  со  свадьбой  царя  Алексея  Михайловича,  женившегося  вторым  браком   на  Наталье  Кирилловне  Нарышкиной  - отце  и  матери  Петра 1. В  эти  годы  Алексей  Семёнович  принимает  активное  участие   в  дворцовой   жизни  и   делает  блестящую   карьеру. При  встречи  персидских   послов  в  1675 году  он  выезжал,  как   и   другие  ближние   люди,  со  своим  "двором",  причём   его   "двор"  всегда  выделялся  блеском  и  многолюдством  среди таких же стольников.  Уже  при  царе   Фёдоре  Милославской   у  которых  было  всего  13  детей,  в   том   числе   Алексеевиче  (сыне  царя  Алексея  Михайловича  от  первого  брака  его   с  Марией  Ильиничной   и   правительница   Софья)   Алексей   Семёнович   воеводствовал   в  Тобольске (1680-82),  затем  в  1683-85гг.  был  воеводой   в  Курске. В  1687  и  1689 годах  он  участник  Крымских  походов, где  командовал  армией  состоявшей  из полков Новгородского  разряда. По возвращении из  второго  Крымского  похода он  представился  20 июля Петру первому в  Коломенском, вместе  с  князем  В.В.Голицыным. Во время столкновений  сестры  Софьи  с братом Петром  первого  в   августе  1689г.,  мы   видим   его   в   Москве  и  29  августа  он   упомянут   в  числе   бояр,   сопровождавших   царевну  в  её   неудавшейся   поездке  к  Троице  для  примирения   с  Петром. Но затем  Алексей  Семёнович  на  стороне  Петра,  ездит  с  ним  в  Преображенское   и  в  Саввин  монастырь  в  ноябре  1689г.,  а  в следующем (1690) году  участвует  в  плавании  на судах  в  Коломенское.  При  коронации  царей  Ивана   и  Петра  он  уже  в  чине  боярина  нёс  царскую  шапку. Затем  А.С.Шеин является  участником  Азовских  походов  1695  и  1696  годов.




 Однако  самая  главная,  выдающаяся  заслуга   А.С.Шеина   как   полководца   заключалась  в   блистательном,   победоносном   Азовском   походе   1696  года, который  Он   талантливо  возглавил,   и   где   впервые   в   военной   истории   России   был   возведен   в   высшее   воинское   звание   "генералиссимуса"
   Сам  термин  "генералиссимус"  происходит  от  лат. generalissimus  - высшее  воинское  звание  в  ряде  стран, присваиваемое  за  особо  выдающиеся  воинские  заслуги.  (А.Н.Булыко. Большой  словарь  иностранных  слов. М, 2006, с.141)
   Звание   генералиссимуса   в   России   впервые   встречается  ещё  в  Уставе  Вейде  Адама  Адамовича (1667-1720) –  генерала,  одного   из  соратников  Петра  Великого,  где  сказано:   "Генералиссимус  или  полный  воевода… Он  повелевает  всё  войско…".   Затем  это  звание  вплоть  до 1716  года  не  применялось  и  в  "Табель  о  рангах"  не  входило.  В  воинском  Уставе 1716 г.  сказано:  "Сей  чин  коронованным   главам   и   великим   владеющим   принцам  надлежит,  а  наипаче  тому,  чьё   есть  войско". За  всё  время  существования  Российской  империи   это  звание,  кроме  Шеина,  было  присвоено  только  трём  военачальникам:  кн. А.Д.Меньшикову (12.05.1727);  принцу  Антону  Ульриху  Брауншвейгскому - отцу  императора  Иоанна 6-го Вантоновича  и  графу А.В.Суворову  – Рымникскому,  князю  Италийскому (28.10.1799). Это  имело  место  9  января  1696  года.
    Подробный  отчёт  о  походе  Алексея  Семёновича  Шеина  к  Азову,  взятие его  и   города  Лютика,  торжественное   оттуда   с   победоносным   воинством возвращение  в  Москву, впервые  издал в  Санкт-Петербурге  в 1773 году, Василий Рубан. По  сведениям  упомянутого  автора  общая  численность  русской  армии  в  Азовском  походе  1696  года  составила  46253  человек,  в  том  числе  41471  человек  солдат  и  стрельцов.
    Известно,  что  при  триумфальном  въезде  в  Москву  30 сентября  1696 года после  взятия   Азова   "царь  шёл   пешком,  а   Шеин   и   Лефорт   ехали   на позолоченных  санях".   При  прохождении  триумфальных  ворот  "в  предшествии  литаврщиков   и  трубачей   несли  значёк   боярина  Шеина",  а стоящий  в  воротах  Виниус  "сказал  ему  в  трубу  приветствие"   в  стихах, в  котором  называл  Шеина  "Великим  Воеводой".  Это  приветствие  сопровождалось  пальбой   из  пушек.
   В  обвестительных  грамотах, разосланных  по всем  европейским  государствам, царь Пётр первый  называет  Шеина  "п о к о р и т е л е м   А з о в а ", который  в  течение  нескольких  сот  лет  находился  в  руках  Турков.


  Сергеев С. ПОРТРЕТ ГЕНЕРАЛИССИМУСА ШЕИНА А.С.


 За  эту  первую  большую  победу  в   эпоху  царствования  Петра  первого,  имевшую  широкий  резонанс  в  мире,  царь  щедро вознаградил  всех  ратников участвовавших  в  Азовском  походе,   но  наивысшую  награду,  конечно  же, получил  триумфатор  А.С.Шеин.  Ему  же  была  вручена   золотая  медаль  в  13  золотых (червонцев), кубок  с  кровлею (крышкой), кафтан  золотный (парчёвый) на  соболях, придача  к  его  жалованию  в  250  рублей,  да  пожалована  в  вотчину  Барышская  слобода  в  Алтырском  уезде. (Сравним: первый  адмирал  русского флота  Лефорт, которого высоко  ценил царь Пётр 1, получил  золотую  медаль  в 7  червонцев…, да  вотчину  в  Епифанском  уезде  село  Богоявленское  с  деревнями  140 дворов;  Гордон   и   Головин  -  по  золотой  медали  в  6  червонцев…,  в  вотчину  по  100  дворов.
    О  характере  взаимоотношений  Петра 1   и   А.С.Шеина  можно  судить,  хотя  бы  по  одному   известному  эпизоду,   о  котором   поведал  Гордон:  после  триумфального  шествия  по  Москве 30 сентября  1696 года, генералиссимус  Шеин  забрал   как  военные  трафеи   к   себе   в   дом  пленного   татарина  Аталыка   и   отобранные   у   турок   знамёна.  Вечером   царь  прислал   за   знамёнами,  требуя   их  к  себе.  Шеин  отказался   их  выдать.  Царь  прислал  второй  раз, но  также   безрезультатно,   и   только   на   третий   раз,   получив  строгое  внушение,  Шеин  согласился  их  выдать.
    Из  данного  факта   однозначно  следует,  что   авторитет   генералиссимуса   А.С.Шеина   в   государстве   был   тогда   очень   высок.
    Затем  во  время   заграничного   путешествия  Петра 1   А.С.Шеин  заведовал  иноземным   приказом,   командовал   вооружёнными   силами   страны   и   вновь  нанёс  тяжёлое  поражение   туркам   при   р. Кагальнике,  которые  намеревались  опять  захватить  Азов.  А  во  время  бунта  стрельцов   18  июня  1698  года,  после  неудавшихся  неоднократных  попыток  их  образумения,  он наголову разбил  их  полки  под  Воскресенском.
    До  подавления  стрелецкого  бунта  А.С.Шеиным  под  Воскресенском  стрельцы   были  о  нём   хорошего  мнения.  Вот,  например,  что  говорил  о  нём  как   о   стрелецком   кандидате   на   царский  престол  (под  кнутом  палача  в  феврале   1697г )  И.Е.Циклер  -  один   из  строителей  Таганрога,  мятежник,  "кормовой   иноземец",  думный   дворянин   и   полковник,  один   из  самых   ревностных   приверженцев   царевны  Софьи,  -  родному  брату  боярыни  Морозовой -  Алексею  Прокофьевичу  Соковнину:  "Шеин  у  нас  безроден, один  у него  сын  и  человек  он   добрый".  И  хотя  после  подавления  бунта  и  сурового   наказания зачинщиков, оставшиеся  в  живых стрельцы, говорили  о генералиссимусе   уже  как  о  первом  кандидате  "на   их   копья",  тем  не  менее,  Пётр 1  так   и   не  забыл   Шеину,  что  тот,  карая  стрельцов,  не  раскрыл (случайно  или  умышленно) их  связи  с  царевной  Софьей.  А  исследователь  Н.Н.Сахновский  в  связи  с  этим  отмечал,  что: "Даже  на  довольно  пышном  надгробии   Шеина  в  Троице-Сергиевой  лавре, не  нашлось  места  для  слова   "генералиссимус".
  В 1880 г. было издано  типографским   способом   "Списк   погребенных   в   Троице-Сергиевой  Лавре"2.  Профессор  Московской   Духовной  Академии  Е.Голубинский  отмечает, что  "в  прежние  времена  именитые  и  богатые  люди  имели  великое  усердие  к  тому, чтобы  быть  погребенными  в  Троицком  монастыре   у  преподобного  Сергия".  И  далее  он  пишет: "Но  людей  известных  исторически  здесь погребено  очень  немного". Из  "старого  времени"  он  называет  только  четырёх: кн. Дм.Тим. Трубецкого (24.06.1625); Прокоп. Петр. Ляпунова (22.07.1611); Михаила  Борисовича  Шеина (погребен  в 1642) и  правнука  последнего  - Алексея  Семёновича  Шеина  (12.02.1700).
   Упомянутое  выше   обстоятельство,  несомненно,  явилось   поводом   для  "охлаждения"  отношения  царя  Петра первого   к  А.С.Шеину  (очевидно,  он  был  недоволен  недостаточной  преданностью),  что   и  сказалось   на   дальнейшей  судьбе  последнего,  хотя  открытого  разрыва   между  ними  не  было.  Ещё  в  конце  1699  года  А.С.Шеин  ездил  с  царём  Петром  первым  в  Воронеж.  Но  после  этого  Алексей  Семёнович  прожил  недолго   и   причина   его  скорой  смерти   нам  так  и  не  известна.
   Во  время  погребения  А.С.Шеина  на  родовом  кладбище  в Сергиевом  Посаде (у алтарной  стены   церкви  Святого Духа)  12  февраля  1700  года  со  страстной  речью  выступил известный  иерарх Стефан Яворский (Симеон), прибывший специально  из  Киево-Никольского  монастыря, который  обратил  на  себя внимание  присутствовавшего   там   царя   Петра  первого  со  всей  царской  фамилией.  
   По желанию  царя  Яворский  был, вскоре, назначен  митрополитом  рязанским, а   после  смерти  патриарха  Адриана  –  местоблюстителем   патриаршего   престола.
   "Господский   д в о р   Шеиных  (где  очевидно  жил   и  скончался   Алексей  Семёнович - Л.К.)  располагался  за  Арбатскими  воротами  (в  Москве ) и  в  этом  дворе  поселялись  слободами  беглые  люди". -  отмечает  С.М.Соловьёв.
   По  указу  царя  Петра первого,  объявленному  13 января 1696 года,  открылся  своеобразный  выход  крепостных  людей  на  свободу:  им  предоставлялось  право  записываться   на   военную  службу   в   Азовский   поход   и,  таким  образом,  освобождаться  от  крепостной  зависимости.  Так, очевидно, и  возникли   "беглые  люди",  которые  поселялись  слободами  в  господском  дворе  Шеиных  в  Москве.
   Известно,  что  Алексей  Семёнович  Шеин  после  смерти  не  оставил  детей. Именно  в  этой  связи   и   находятся   сведения  С.М.Соловьёва  о  том,  что   "Нестеров  доносил  (в  1714  году,  после  смерти   второй   супруги  Алексея  Семёновича -  боярыни  Марфы  Михайловны  Шеиной,  урождённой  Преклонской,  в  апреле  1713  года  погребенной  в   Сергиевом  посаде  рядом  с  мужем ),  что  выморочные  пожитки  Шеиных  расхищены,  много  перевезено  к  князю  Якову  Долгорукому,  к  князю  Михаилу  Владимировичу  Долгорукову,   к   Коломенскому  архиерею".    Об   отношении  Петра 1  к   государственным   заслугам  А.С.Шеина  красноречиво  свидетельствуют,  в  частности,  и  следующее  обстоятельство.


   Незадолго  до  своей  смерти  Пётр Великий  мечтал  соорудить памятники своим  покойным  военным  сподвижникам  Лефорту, Шеину, Гордону  и  Шереметьеву, говоря  про  них (цитирую):   "Сии  Мужи -  верностью   и  заслугами  вечны   в  России  монументы".  Ему  хотелось  поставить  эти  памятники  в  Александро-Невском  монастыре (ныне  - Лавре, что  в  Санкт-Петербурге ), под  сенью  древнего   святого   князя,  невского   героя.  Рисунки   памятников  были  уже  отправлены   в   Рим   к   лучшим   скульпторам,  но   из-за  смерти  императора  дело  не  состоялось.
    По  сведениям  князя  Петра  Долгорукова,  младший  брат Алексея  Семёновича  Шеина – Василий  "за  болезнью  служить не  мог  и  умер  в 20-летнем  возрасте, оставив  сына  Ивана,  имевшего  пять  сыновей:  Якова,  Ивана,  Фёдора,  Федота  и  Василия.  Потомство  их  доныне  существует  в  Новосильском  уезде  тульской  губернии".
    Между  тем   в   Троицко-Сергиевой   Лавре   нет  не  только  погребения  матери,  но   и   родного  брата  Алексея  Семёновича  –  Василия  Семёновича. Этот  факт  корреспондируется   с   сообщением   моей  Матери  о  том,  что  её  предки  как  староверы  –  "ревнители  древлего  благочестия"  были  сосланы  в  "отдалённые"  города.
     Что  же  касается   старообрядчества   и   т.н.  "Раскола"  -  религиозно-общественного  движения  в  России,  возникшего  в  сер.  17-го в.  в  связи  с  церковными   преобразованиями   проводившимися  патриархом  Никоном (1605-1681),  активно вмешивавшегося  во  внутреннюю   и  внешнюю  политику  государства  под  тезисом  "священство  выше  царства" (что  в  конечном счёте  вызвало  не только  открытый  разрыв  патриарха  с   царём  Алексеем  Михайловичем   но,  главное, враждебно  раскололо  всё  общество), то останавливать на  этом  своё  внимание здесь  нет  никакой  необходимости,  так   как  об  этом  довольно   подробно написано  в  специальной  и  справочной  литературе.
 Необходимо  лишь отметить, что  правительство  в соответствии  с законом от 7 апреля  1685 г. приняло  постановление,  предусматривающее  всего  10  пунктов  для  наказания   раскольников  (старообрядцев)  из  которых  первые  пять,  предусматривали  смертную  казнь,   а  п.п. 7- 9   -  ссылку   "в  отдалённые  города"   и   каторгу.  Староверы   не   имели  право  занимать  общественные должности  и  быть  свидетелями  на суде против  православных. Они  были обязаны  носить  особого  рода  платья:  мужчины  -  крашенинную  однорядку   с  лежачим  ожерельем  и  сермяжный  зипун  со  стоячим  клееным  козырем  красного  сукна;  женщины  -  опашни  и  шапки  с  рогами.  Раскольники  могли  носить  бороду, но  за  неё  полагалась  особая   подать  и   т.п.  Однако  все  эти  жесткие  меры  не  только  не останавливали,  а, наоборот,  усиливали распространение раскола.
     Весьма  примечательно,  что  именно   из  среды  старообрядцев  выделилась купеческая  верхушка.  Постепенно  большинство   старообрядческих   согласий  утратило оппозиционный  характер по  отношению  к  царской власти  и официальной  церкви.  Особенно  это  относится   к  поповщине   из  которой,  как   известно, вышло  много  купцов  и  предпринимателей.   Этот  факт, между тем, весьма  примечателен  в  том  отношении,  что    Николай  Николаевич  Шеин   был  именно  купцом  высшей  гильдии.
       Иван  Николаевич  Шеин,  как  и  его отец  и  предки,  был   старовером  и,   как  таковой,  носил  бороду,  даже  во  время  женитьбы  на  Валентине  Ивановне  Дмитриевой.  Известен  также  единственный  портрет генералиссимуса  А.С.Шеина,  взятый   с  гравюры  А.Шхонебека (1699)  "Взятие  Азова". По  мнению  исследователя  Н.Н.Сахновского,  он   "показывает  нам  человека  с  живыми, умными  глазами;  его  плечи  свидетельствуют  о  недюжинной  силе;  он  гарцует  на  коне  как  опытный  наездник". Причём  он тоже  изображен  здесь  с  бородой  и  усами!


 

 На гравюре "Взятие Азова" А. С. Шеин...

         
              ИСТОРИИ   ПРОИСХОЖДЕНИЯ   РОДА   А.С.ШЕИНА
   Древний старо-московский  боярский  род  Шеиных является ответвлением от более древнего боярского рода  Морозовых, которые в свою очередь, ведут родословную  от  пращура  Михаила  Прушанина (Пружанина) из  дворянского  рода, новгородца  (из  Великого  Новгорода)  являвшегося,  по  преданию,  выходцем   из  Пруссии. Год рождения  его точно  не известен, но  известно, что он  жил где-то  в  конце 12–го  - нач. 13 века, умер  в Новгороде  и  был погребен  в церкви  святого  Михаила  Архангела, что на Прусской улице.   Сын Михаила Прушанина - Терентий  был  боярином  у  великого  князя  Александра  Невского (возведенного, как известно, православной  церковью  в  лик святых), участвовал  и  отличился  в  Невской  битве  12 июля  1240 года.  А  Лев  Иванович  Морозов, являвшийся   потомком   пращура   в  шестом   колене,  был  активным  участником   Куликовской   битвы,  где  геройски   погиб   8  сентября  1380  года,  командуя  левым  флангом  русских  войск.  "Лев  Морозов   и   многие  другие  положили  головы  за  Отечество", - читаем  у  Н.М.Карамзина.
   Сама фамилия  "Морозов"  произошла  от  прозвища  "Мороз",  которое носил Иван  Семёнович  Прушанин  родившийся  1330/35  годах   и   являвшийся  праправнуком   пращура  Михаила  Прушанина.
   Следует  отметить, что  академик АН СССР  С.Б.Веселовский,  например, относил  боярский  род  Морозовых  к  числу  "древнейших". Бояре Морозовы  в  15 –17 веках  имели  исключительно высокое  положение. В полутора столетний  промежуток  времени  от Ивана 3 до  Смуты  из  этой фамилии  вышло до тридцати думцев, бояр  и  окольничих. Хотя  опалы  и  казни  Ивана Грозного  не  обошли и Морозовых, и  к  моменту  воцарения  Романовых  остались считанные представители  этого  рода,  которому  суждено  было  пресечься  в   17-ом веке, но именно  время правления  двух  первых  Романовых   было   для  Морозовых  временем  наибольших успехов. Двое  из  них, - братья  Борис  и  Глеб  Ивановичи  Морозовы  в  юности  были  спальниками  своего  сверстника  первого  царя  из  династии  Романовых  -  Михаила  Фёдоровича, то  есть были  "домашними, комнатными, самыми приближёнными  людьми".  Это  назначение,  как  полагают   исследователи,  "… они  получили  по  родству  и   свойству  с   Романовыми".  Достаточно  сказать,  что  один  из  их  родичей  был  прадедом  матери  царя  Михаила, а два  других  родича, Салтыковы, его двоюродными братьями. Борис Иванович Морозов  был пожалован  в  бояре  в 1634 г., в связи с  назначением  его  в  дядьки  к  царевичу Алексею  Михайловичу.  Когда   в  1645 г.  Алексей   по  семнадцатому  году  венчался  на  государство,  его  пестун  стал  временщиком,  "сильным  человеком".  Как  тогда  выражались  царь  "глядел  у  него  изо  рта".
    Борис  Иванович   Морозов  был  одним   из  первых  русских  бояр,  сильно пристрастившихся  к  западноевропейскому. Он ввёл  в учебную  программу царевича приём наглядного обучения,  знакомил  его  с  некоторыми  предметами посредством немецких гравированных картинок; он же  ввёл и другую ещё более смелую новизну в московский государев  дворец, - одел цесаревича Алексея и его брата  в  немецкое  платье.
    Надо отметить,  что  братья  Борис  и  Глеб  Ивановичи (у  которых  был  ещё  брат  – Михаил  Иванович,  боярин (1676),  который  был  женат  на  княжне Домне Семёновне  Прозоровской, но  детей  у  них  не было) являлись прямыми  потомками пращура  Михаила  Прушанина  в  14-ом колене.
    Для  своего  времени  Борис   Иванович  Морозов   (1590 – 1661)  был  вполне образованным  и  интеллигентным человеком. Современники считали его, являвшегося официальным  руководителем  правительства, а  фактически  - главой  государства, "умным  правителем", но  который, по  словам  историка С.М.Соловьёва, "не  сумел   возвыситься  до  того,  чтобы   не  стать  временщиком".  Причём,  он был  одним  из  самых  богатых  людей   России  того  времени:  ему  принадлежало  55  тысяч  крестьян   и   7254  двора! –  Это   было   неслыханное   богатство! Столько  же  дворов  было  только  лишь  у  царёва  дяди  Никиты  Ивановича  Романова,  да  у  одного  из  князей  Черкасовых,  Якова  Куденетовича.
   Для  утверждения  своих  родственных  связей  с  царём  Борис  Иванович  стал  инициатором   женитьбы   Алексея   Михайловича  (16  января  1648г.)  на  дочери своего  подручного   дворянина   Ильи  Даниловича   Милославского  -  Марии.  На  свадьбе   царя  Борис  Иванович  играл   первую  роль  -  был   у  государя  "во отцово  место".  Через  десять дней  сыграли  ещё  одну  свадьбу: Борис  Морозов  вдовец  и  человек уже  пожилой,  женился  вторым  браком  на  царициной  сестре  -  Анне   и  сделался  царским  свояком.
   Что  же  касается  собственно  боярского  рода  Шеиных,  то  его  основателем  является   боярин   Василий   Михайлович   Морозов  –   прямой  потомок  пращура  Михаила  Прушанина  в  седьмом  колене, который носил  прозвище  "Шея". Он  умер  15 января  1466 года  и  от  него  пошёл  род  Шеиных. Именно  Василию   Михайловичу   на   правах   вотчины   принадлежало   село  "Былово"  в  Московском  уезде. У его сына - Дмитрия Васильевича - наместника Казани, убитого в  Казанском  походе  1506 года,  была  вотчина с. Митрополье  Селецкой  волости   на  р. Вязи.
   Следует  отметить, что  в  боярском  роде  Шеиных  было  немало  исторических  личностей.  Так,  судя  по  некоторым   историческим   сведениям,  имелся   и   другой   боярский  род  Шеиных,  который   генетически  восходит  к  прозвищу  боярина Константина  Дмитриевича  "Шея" - сына Дмитрия  Александровича  Зерна,  внука  Четов.  "Родословная  Чет, а  во  крещении  имя  ему Захария  и у Захарии  сын  Александр, а у  Александра сын Зерно". Дмитрий  Александрович  был  внуком  мурзы  Чета, выехавшего в Москву на службу  из Золотой  Орды  ок. 1330г. При  Иване  Даниловиче  Калите  –  князе   московском  (с 1325 г.)  и   великом  князе  владимирском  с  1328 г.), заложившим   основы  политического  и  экономи ческого   могущества   Москвы.
    Кроме  того,  были   в  роду  Шеиных   и   другие  яркие  личности:  боярин,   легендарный   воевода,   мужественный   защитник,   возглавлявший   Смоленскую  оборону  в  1609-11 годах –  Михаил  Борисович  Шеин.  Он  был  прямым  потомком Михаила  Прушанина   во  11-ом  колене.  После  героического   противостояния,   продолжавшегося  20  месяцев,  будучи  раненным   и   преданный   неким  Андреем  Дедешевым,   перебежавшим   в   стан   противников,  указавшим   им   ту  часть  крепостной  стены,  которая   была  выбита  накануне   в  сражении  21-го ноября 1610г.  и   спешно  возобновлена   в  сырую  погоду  и  потому  не  отличавшаяся  прочностью,  ударившие   по  ней  пушками  противники  разрушили   её  и  3 июня  1611г., ночью,  ворвались  в  город   через  пролом.  Шеин  с  женою   и  детьми (сыном  Иваном  и  дочерью) стоял  на башне  и, после  отчаянного  сопротивления,  будучи  раненным,  был  взят   в   плен   самим   Яковом  Потоцким. После  пыток   и   допроса   Шеина   заковали   в   кандалы;  король   польский  Сигизмунд взял  себе  его  сына,  а   жену  и   дочь   отдал   Льву  Сапеге.
  Известно  и то, что сторонником  избрания  на  русский  престол сына польского  короля   Сигизмунда 3  -  Владислава   и   заключения  17  августа  1610  года  договора  с  польским  гетманом   Жолкевским   по  этому   вопросу,  был  именно  Филарет.  Он   в  сентябре  1610  года   возглавил   "Великое   посольство"  под   осаждённый  Смоленск,   которое   должно   было  окончательно  закрепить  статьи  августовского  договора.  Однако  в  ходе  переговоров   Филарет  понял,   что  Сигизмунд 3  хочет сам стать  московским  царём  и отказался  изменить условия  договора. Тогда Сигизмунд  арестовал Филарета с частью посольства, поддержавшего  его,  и  отправил  в  апреле  1611г.  в  Польшу.
   Но  во время  пребывания  Филарета  в  польском  плену  в  Москве  был созван  Земский  собор,  который  остановил   свой  выбор  на  16-летнем   сыне  боярина   Фёдора  Никитича  Романова (патриарха  Филарета),  двоюродного  брата  покойного  царя  Фёдора  Иоановича  из  династии  Рюриковичей - Михаиле Фёдоровиче Романове,  провозгласив  его  царём  12  февраля  1613 года,  принявшего  престол 14  марта  и  венчавшегося  на  царство  11 июля  1613  года.  А   уже  10  марта  того  же  года в Варшаву  было  направлено посольство, с  целью  добиться  мира  с Польшей  и  освобождения  отца  царя.  Однако  король  Сигизмунд   признавал  царём  лишь собственного сына,  которому  присягал  в  своё  время  и  сам  Михаил Фёдорович Романов. Попытка  произвести  обмен  пленными  также  не увенчалась успехом, так как  в  московских  тюрьмах  все  поляки  были  задушены.
   После неудавшейся  попытке  польских  войск  в 1617-18 гг. захватить  Москву,  Россия,  согласно  достигнутому  1  декабря  1618 г.  Деулинскому (по  названию  деревни  Деулино,  близ  Троице-Сергиева  монастыря)  перемирию,  уступила  Речи   Посполитой  Смоленскую,  Черниговскую   и  Новгород-Северскую  земли  в  которых  было  29  городов.
   В  соответствии  с  достигнутым  соглашением  Филарет  возвратился  на родину  и   14  июня  1619 г.  царь  Михаил  Фёдорович   лично  встретил  своего  отца  -  митрополита   в  районе  Пресни  (исторический  р-н  Москвы)  и  сын  поклонился  отцу  в  ноги,  а  отец  сделал  то   же  самое  перед  сыном  -  царём   и  они   долго  оставались   в   таком  положении,  не  имея  возможности  двигаться   и  говорить  от   душивших   их  слёз.  Причём   вместе   с   Филаретом   находился   также  возвратившийся   из   плена  польского  Михаил  Борисович  Шеин. Общеизвестна  художественная   картина:  "Встреча   царя  Михаила  Фёдоровича  с  отцом,  митрополитом  Филаретом".


Встреча под Москвой митрополита Филарета по возвращении его из плена с сыном.


   По возвращении  Филарета  на родину  он  сразу  же был  поставлен  патриархом   и   до  конца  своей   жизни  (в  октябре  1633г)  был   фактическим  правителем  страны.
    О том как смотрели  на Михаила Борисовича  современники  видно, например, из  грамоты  от  12  июня  1611  года,  писанной  казанцами  пермичам:  "… а  тем  и  утешаются  (русские  люди) Божьим   милосердием,  что  дал  Бог за  православную  веру  крепкого  стоятеля,  святейшего  Ермогена, патриарха  Московского  и  всея  Руси,  а  в  Смоленску  архиепископа  да  п р е м у д р о г о   боярина  Михаила  Борисовича ….".
   Год  рождения  Михаила  Борисовича  точно  неизвестен,  но  его  имя  впервые  встречается   в  1598  году,  когда  он,  в   числе  45  стольников,  подписался  под  грамотой  на  царство  Бориса  Годунова.  Причём   его  подпись  в  грамоте  стоит  на  двадцатом  месте,  ниже  которой  стоят  17  княжеских  подписей.
   Родственная   близость   рода   Шеиных   к   царствующей  династии  Романовых   обусловлена   и   тем   обстоятельством,   что   мать  первого  царя  –  Михаила  Фёдоровича,  жена  патриарха  Филарета –  инокиня  Марфа   (в миру  Ксения) была  дочерью  костромского  дворянина   Ивана  Шестова.  Этот   род   имел   с  родом   Шеиных   общего  пращура  -  Михаила  Прушанина.
   С 1619  года   по  возвращении  на  родину  Михаил  Борисович  был  награждён   царём   за   свою   верную   службу   и   вплоть   до  1628  года,  по-видимому,   нёс   исключительно  придворную   службу.  На  обоих  свадьбах   царя  Михаила  Фёдоровича,  в   1624   с  княжной  Марией   Владимировной  Долгоруковой   и   в  1626  с  Евдокией  Лукьяновной  Стрешнёвой, он  был дружкой  со  стороны невесты,  а  его  жена  -  боярыня   Марья   Михайловна   -   свахой   тоже   со   стороны   невесты…   Он  сопровождал   царя   в   его  загородних  богомольных   "походах",  чаще  многих  других  придворных  обедал  у  царя и  у  патриарха, присутствовал   при  приёме  иностранных  послов. В  1627, 1629  и  1630 годах  Михаил Борисович    "ведал  Москву"  во  время  отсутствия  царя   и   т.п.  Он  являлся  доверенным   лицом  Филарета   и   главой   ряда  приказов,  а   также   участником  дипломати ческих  переговоров.
   Следует  особо  подчеркнуть, что, будучи  несильным  как  личность  и  слабый  здоровьем, царь Михаил  Фёдорович  не мог самостоятельно управлять государством;  первоначально  им  руководили   мать -  инокиня   Марфа  –  и  её  родственники  Салтыковы,  затем  с   1619  по   1633   отец  - патриарх  Филарет, официально  носивший  титул  "великого   государя".
   Весной  1632  года  началась  война   с   Польшей,  получившая   название  "Смоленской",  т.к.  Россия  ставила   цель  возвращение  Смоленска   и  земель, отошедших  к  Польше  согласно  Деулинскому  перемирию.  Предводительствовать  русскими  войсками  было  поручено  М.Б.Шеину. Однако по целому ряду объективных   причин,  совершенно   независящих   от   Шеина,  подготовка   и   поход  русских войск  по освобождению  русских  земель неоправданно  затянулись, а затем  поход   и   вовсе  завершился   неудачной   осадой   Смоленска   в   1632-34 гг.  Причём  всё   это  происходило   в   условиях  полного  отсутствия  крайне   необходимой   и  обещанной    ему   царём   поддержки   из   Москвы,   а  также   злонамеренно   распространяемых  своекорыстными   боярами   измышлений   в  адрес  Шеина,  что  нанесло  сильный  удар  не только  по престижу страны  и  престолу, но, главное,   и  по  самолюбию  слабовольного  царя.
    Как  в   1609-1611 гг.  (когда  М.Б.Шеин   защищал  Смоленск) Сигизмунд   считал   вопросом   чести   взятие   Смоленска,   так   в   1634г.  царь  Михаил  Фёдорович   не  мог  примириться   с   тем,  что  Смоленск  останется   в  руках  поляков.
    Под  влиянием   бояр,   в  условиях  полнейшей   неподготовленности  русских   войск   к   наступательным   операциям,   царь   Михаил   Фёдорович   инициирует  военный  поход   на  поляков,  оставляет  Шеина  без  необходимой   и  обещанной  поддержки   и,  наконец,  совершенно  необоснованно  и  явно  тенденциозно  (под  влиянием  тех   же   бояр),  приписывает   неудачную   осаду  Смоленска  измене  Шеина,  якобы,  вследствие  его  расположения  к  Владиславу.
    После  смерти  Филарета   в   октябре  1633  года,   Михаил  Борисович   за   свои   обличительные   речи,  перед   военным  походом   на  Смоленск,  в  адрес  трусливых   и   своекорыстных  бояр,  в  отместку   был  ими  оклеветан  и ложно  обвинён  в  предательстве.
    Постановление   боярской   думы   от  18  апреля  1634  года   требовало:   "Шеина  и  Измайлова  с  сыном  его  Василием  казнить  смертью, а  поместья их,  вотчины,  дворы   московские   и   всё   имущество   взять  на  государя;  князя  Прозоровского,  кн.  Белосельского   и   Семёна  Артемьевича  Измайлова  сослать  в  Сибирь".
    28  апреля 1634  года  на  Красной  площади  в  Москве публично были казнены  Михаил  Борисович  Шеин  и  сын  Измайлова - Василий.  Сын  главного  воеводы  -  Иван  Шеин,  виновный   только  по  вине  отца,  освобожден  от  смертной  казни  по  просьбе  царицы,  царевичей  и  царевен,  но   с  матерью  и   женою  сослан   в  понизовые  города .
   "Участь  Шеина, - отмечает С.М.Соловьёв, - объяснима  легко. Военная  история  Московского   государства   давно   уже  обнаружила  несостоятельность  русского   войска  в  борьбе  со  шведами  и  поляками  по  недостатку  искусства  ратного;  правительство  очень  хорошо понимало  это  и  старалось  помочь  беде: призваны  были  иностранцы,  русских  стали  учить  иностранному  строю,  но   эти  первые  слабые   шаги   в  деле,  разумеется,  не  могли  тотчас  же  повести  к  важным  результатам.  Собравши   войско   и   деньги,  нанявши  немцев,  отправили   под  Смоленск  воеводу,  знаменитого  защитою  этого города; но защищать  и  осаждать  город - две  вещи  разные; Шеин  не  успел  голодом  заставить сдаться  Смоленск   и   скоро   сам   был   осаждён   королём  Владиславом:  …..прежде  в  Смоленске  Шеин  был  окружён  ратными  людьми  и  гражданами,  готовыми биться  до  смерти  за  священные  интересы,   а   тут   в   острожке   иноземцы    дерзко  нарушали   в   его   глазах  дисциплину,  не   хотели  признавать  над  собою  его  власти,  не  хотели  переносить  голода,  холода,  требовали  соглашений  с  неприятелем;  русские  люди  толкуют:  где  московскому  плюгавству  сражаться   с   литовским   королём   и  его  людьми,  а   из   Москвы  одно  обещание,  что  идут  со  всех  сторон  воеводы   на  помощь,  и   три   месяца  никакого  исполнения  обещаний.
   Измены  со  стороны  Шеина, - подчеркивает  автор,-  не  видно  никакой!  Но  почему  же  в  Москве  постарались  обвинить   Шеина  в  измене?  Причина  ясна:  Шеин  своею  выходкою  у руки  государевой  смертельно оскорбил  многих  сильных  людей…  Филарета   не   было   в  живых,  и   сильные   люди  спешили  отомстить  за   своё   бесчестье".  После  того  как   в  Москве  казнили  Шеина  и  Измайлова,- продолжает  историк,- "… за это  учинилась  в людях  рознь  великая,  да  на  Москве  же  были  пожары  большие, выгорела  Москва   мало  не  вся".
    Даже  из  этого  краткого  сообщения  вовсе  нетрудно  понять,  на  чьей  же  именно  стороне   находились  симпатии   простого   русского  народа.  В  памяти народной  Михаил  Борисович   Шеин   навечно   остался   "премудрым   боярином", рыцарем   чести,  пламенным   патриотом   и   доблестным   защитником   своего  Отечества,  который  буквально   положил   свою  голову   за  него.  Сам  Михаил  Борисович  Шеин   и  его  сын  –  Иван,  умерший   в  том   же  1634  году  по пути  в  ссылку,  были  погребены   в  Троицко-Сергиевой  Лавре  только  лишь  в  1642 году,  когда   наступило   духовное   прозрение   власти.  А  жена  Михаила  Борисовича  -  Марья   Борисовна   была  погребена   там   же  рядом   со  своим  мужем  и  сыном   21  января  1651 года.
  По-видимому,  совершенно   был  прав   исследователь  Е.А.Белов,  который  ещё  в  конце  19-го  века  отмечал:  "Боярские  фамилии,  захватившие   власть,  кроме  своих  фамильных   интересов,  не  думали   ни   о  чём   и   возбуждали  против   себя  всеобщее  неудовольствие.  Нравственных  сдержек  не  было,  религиозность   была  чисто  внешняя…..  Не   мудрено,  что   при   таком   умственном  развитии  боярство, убаюканное  лестью,  не  заметило  своего  падения".



  Памятник генералиссимусу Шеину - Азов   



          П Р И Л О Ж Е Н И Е:
              (Л.И.Колбая. Ода   Ш е и н у   Алексею   Семёновичу  -  великому
                     воеводе   и   первому   генералиссимусу   России
                                  -   П О С В Я Щ А Е Т С Я!)
                             
                                        Я   в   жизни   нашей   скоротечной,
                                        Решил   о   Вас    всё   разузнать,
                                        И   разобравшись   в   том   навечно,
                                        Своим    потомкам    передать!
                                                   *   *   *
                                  Я  восхищения  дань  не   ради  моды,
                                  Хочу  воздать  Вам   мой   кумир,
                                  Герой   Азовских   Вы   походов,
                                  Где  и  прославлен   на   весь  мир!

                                        В  Азове   турки   восседали,
                                        Столетия   грабили   народ,
                                        И  как  могли - так  угнетали,
                                        И  русский  тем  губили  род!
                                       
                                  В  конце   семнадцатого   века,
                                  Пётр  Первый  бросил  клич  стране,
                                  Призвал  и  Вас  он   для   успеха,
                                  Чтоб  враг  побит  был  на  войне!

                                        Он  поручил   Вам   дело  жизни,
                                        Чтоб  на  врага   полки   вести,
                                        Но то  не  пировать  на  тризне,-
                                        Врагов умом и духом надо превзойти!
                                               
                                  Вам  честь  великую   воздали,
                                  Там  генералиссимусом   быть,
                                  Чтоб   неприятели    узнали,
                                  Возможно - ль русских им побить?  
                                                       
                                        За  Вами  шли  же  Пётр  Гордон,
                                        Карлус   Андреевич   Ригмон,
                                        И  сын  Михайлов  -  Головин,
                                        И  всяк  иной  московский чин

                                  Наш   адмирал  здесь  Франц  Лефорт,
                                  Он  в  море   вёл   на   Турков   флот,
                                  А  с   суши   Вы   теснили   форт,
                                  Чтоб  уничтожить  вражеский   оплот!

                                        Прушанин   Ваш  великий  пращур,
                                        Был    новгородец,   дворянин,
                                        Его сердечно кланяюсь я  праху,
                                        Он  очень  знатный  христианин!    
                               
                                  А  прадед  Ваш   -   Михайло   Шеин
                                  Был   воеводой,   Филарета    друг,
                                  Он  ложно  обвинён   в   измене,
                                  Став   жертвой   дьявольских  потуг!

                                        Михайло   не   избег    опалы,
                                        "Благодаря"   боярских   пут,
                                        Они,  ведь, правили  "на  бале",
                                        И в том радел здесь каждый плут

                                  Но   доказав,  что   не   случайно,
                                  В  душе  велик  в  Вас  предков  Дух,
                                  Вы  превзошли   необычайно,
                                  Всех  полководцев  и  друзей  наук!

                                        Вас   генералы   уважали,
                                        За  Вами  шли  в  опасный   путь,
                                        Но  с  поля  брани  не  бежали,
                                        Чтоб  счастья  ложного  глотнуть!

                                  Вы  стали  доблести  примером,
                                  Искусства   ратного   знаток,
                                  Стратег  большой, сверх всякой  меры,
                                  Отдали  свой  священный  долг!

                                        К  Азову  шли  без  промедления,
                                        У   Турков   потопили   флот,
                                        И  сделав   то   без  сожаления,
                                        Вы  осадили  их  же  форт
         
                                  Но  не   сумели   устоять  враги,
                                  Умения  Вам   и  мужества   хватало,
                                  И  бросили   к  ногам   они  флаги,
                                  Когда  спасения  им   не  стало!

                                        И  с  миром  отпустив, домой  врагов,
                                        Азов   Вы   взяли   без   обмана,
                                        А  посадив  здесь  воеводу  своего,
                                        Вы  в  Лютик  град  направили  Ивана

                                  В  Азове   церковь   заложили,
                                  Во  имя   Богородицы  Святой,
                                  Во  славу  Ей  затем  служили,
                                  Всё  поминая  день  Победы  той!

                                        Победа   славой   прокатилась,
                                        Настал  триумф  Великого  Петра,
                                        Россия   в   мире   объявилась
                                        Как  восходящая  звезда!

                                   И  Вас  торжественно  встречали,
                                   Москва  была  у  Ваших  ног,
                                   Вам  славные  стихи  слагали
                                   И радость слёз сдержать не всякий мог

                                        Царь  шёл  за  Вашею  повозкой,
                                        Придать  тем  чести  Вам  хотел,
                                        За  Вами  шло  Победы  войско,
                                        Щит  боевой  и  славных   дел!

                                  Такой  триумф   был  обеспечен
                                  Умом,  талантом   и  душой,
                                  Вы  не  держали  громкой   речи
                                  Во  всём  не  хвастались  собой!

                                        Достигнув  высшего  успеха
                                        В  победном, ратном  деле  том,
                                        Вас  не  порушила   утеха,
                                        Вы  созидали  государства  дом!  
                   
                                  Глава   Вы  армии   России,
                                  Создали  прочный   щит  страны,
                                  Вы   стали  Родины  миссия,
                                  Сорвав   оковы   с  Сатаны!

                                        Вы   стали  очень  знамениты,
                                        Нередко  пировали  у  Петра,
                                        Когда  Он  ездил  за  границу,
                                        Трудились  Вы  с  утра  и  до утра!

                                  Но кто же знал, что смерть к Вам  рвётся?
                                  Что   в   сорок   восемь   лет  -  конец?
                                  Что  жизнь  так   рано   оборвётся,
                                  Безжалостно  настигнет   злой   венец?

                                        Сгорели  Вы  в  своей  работе,
                                        Высокий   долг   Вас   одолел,
                                        Но  выше   не   было   заботы,
                                        Чем  сознавать  успех  у  дел!

                                  Теперь  потомки   позабыли,
                                  Кто   созидал    России   дом,
                                  Как  жизнь  свою  Вы  положили,
                                  Всё   памятуя,  что   потом?

                                        За  Дух  великий  и  за  доблесть,
                                        Вам   преклонялся   весь   народ,
                                        За  ум  высокий  и  за  гордость,
                                        Вам  козни  плёл  боярский   род!

                                  Их  зависть   пошлая   снедала,
                                  Успех   Ваш  не  давал  уснуть,
                                  Но   что-то   им    недоставало,
                                  Чтоб   делом   доблести   блеснуть!

                                        Ведь  кто  в  безделье  прозябает,
                                        Тот   и   Добра   не   сотворит,
                                        В постыдных  сплетнях  он  витает,
                                        Святых   людей  - не   пощадит!
           
                                  Судить  же  нужно  лишь  по  делу,
                                  А  не  по  сплетням   дураков,
                                  Им  всё   родней,  что  ближе  к  телу,
                                  Греха   не   сбросить  им  оков!
                   
                                        Живи  в  веках  ты  память предков,
                                        И  славный   Дух  великих  дел,
                                        Мы  войны  всё  ж  ведём   нередко,
                                        Но   разве   в  этом  наш  удел?

                                  Чужого   Счастья   нам   не   надо,
                                  В  стране   обширной   всё   есть  впрок,
                                  Нам   навести   бы   у  себя   порядок,
                                  Извлечь   из   прошлого   урок!

                                        Жить  мирно  уж  давно  нам  нужно,
                                        Проблемы   все   решать  умом,
                                        Ко всем народам  относиться дружно,
                                        И  зло  искать  в  себе  самом!

                                  Духовность  наша   прозябает,
                                  Мы  силой   всё   решать   хотим,
                                  Но  Счастья  то   не  прибавляет,
                                  Ведь  дух   Добра   не  победим!

                                        Знай!   Патриот   не   тот  России,
                                        Кто   восхваляет   все   её   дела,
                                        А  тот,  кто  как  большой  миссия,
                                        Готов   спасти   её   от   зла!

                                  Вы  -  русский   предок   величавый,
                                  И  первый   генералиссимус   страны,
                                  России   гордость   Вы    и   слава,
                                  Ей   неизменно   Вы    нужны!
       
                                        Уж   триста   лет   уже   минуло,
                                        Как  Вы  ушли   в   загробный  мир,
                                        Но   слава   Ваша   хоть   уснула,
                                        Она  воспрянет   ввысь   и   вширь!

                                  Пусть   Вас  потомки   не   забудут
                                  И  почесть   отдают   в   веках,
                                  Пусть  гимн  о  Вас,  их  вечно  будит,
                                  И  он   живёт   у  них   в   сердцах!

                                        Как   символ   гордости   России,
                                        Взошли   давно   Вы   на  Парнас,
                                        Вы  стали   подлинный   миссия,
                                        Мы  силу  духа  черпаем  у  Вас!
                 
                                  Сказать   я   счастлив,  что   Вы  были,
                                  Что   Честь   высоко   пронесли,
                                  А  для   себя   как  будто  и  не  жили,
                                  Дорогой    славы   Вы   прошли!

                                        Посад  Сергиев  - дом  Ваш  вечный,
                                        Ведь здесь нашли  Вы  свой приют,
                                        Но  жизни  путь  явился  млечным,
                                        И   песни   Вам   ещё   споют!
                                                      *  *  *      
                                  Мне  выпало  сложить   Вам   оду,
                                  Воспеть   геройские    дела,
                                  Вы   слава   русского   народа,
                                  Она   Ему   величие   придала!

                                        Кому  ж   нам  памятники   ставить?
                                        Кого  ж   нам  помнить   все  века?
                                        Когда   такой   герой   как   Шеин,
                                        Не  получает  до  сих  пор  венка?!
                                               
     





  Сбербанк России выпустил драгоценные монеты, посвященные полководцу    Алексею  Семёновичу  Шеину.





(N.N.)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога