Аристотель.


384 до н. э. —  322 до н.э.

Древнегреческий философ. Ученик Платона.



Биография:


Аристотель родился в Стагире ( и поэтому получил прозвание Стагирит),  Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей. Отец был первым наставником Аристотеля.
Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского.
В последствии Аристотель стал  воспитателем Александра.
Аристотель получил греческое образование , он симпатизировал демократическому образу правления.
В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен  (а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора).
 Под руководством своего опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем . развилось в отдельную работу "О возникновении животных".В 367 году до н. э. Аристотель поселился в Афинах, где стал философом в Академии Платона, в которой состоял двадцать лет, до самой смерти Платона.



Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и "поэтические" (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и "первая философия" (она же — теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам — этика и политика .
Конкретное воплощение Красоты как принципа мирового устройства Аристотель видел в Идее или Уме.
Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее).Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.
Аристотель вслед за Евдоксом учил, что Земля, являющаяся центром Вселенной, шарообразна. Доказательство шарообразности Земли Аристотель видел в характере лунных затмений, при которых тень, бросаемая Землёй на Луну, имеет по краям округловатую форму, что может быть только при условии шарообразности Земли. Ссылаясь на утверждения ряда античных математиков, Аристотель считал окружность Земли равной 400 тысяч стадий (ок. 71200 км). Аристотель кроме того первым доказал шарообразность и Луны на основе изучения её фаз. Его сочинение "Метеорология" явилось одной из первых работ по физической географии.Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранилось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетарной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетарным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд.Шарообразны и небесный свод и все небесные светила. Однако доказывал эту мысль Аристотель неправильно, исходя из телеологической идеалистической концепции. Шарообразность небесных светил Аристотель выводил из того ложного взгляда, что так называемая "сфера" является наиболее совершенной формой.Звёзды, по Аристотелю, неподвижно укреплены на небе и обращаются вместе с ним, а "блуждающиеся светила" (планеты) движутся по семи концентрическим кругам.Причиной небесного движения является Бог.


Аристотель является и основоположником логики.
Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции:
1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;
2) убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы — категорическим силлогизмом.
Исследование категорического силлогизма, осуществленное Аристотелем в "Аналитике", стало наряду с учением о доказательстве центральной частью его логического учения.Он сформулировал логические законы:
закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;
закон противоречия — "не противоречь сам себе";
закон исключённого третьего — "А или не-А истинно, третьего не дано".
По Аристотелю человек  — это прежде всего общественное или политическое существо ("политическое животное"), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами.Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил специальное научное изучение определённой области общественных отношений в самостоятельную науку о политике.Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, так как «человек по природе своей существо политическое». Чтобы правильно устроить общественную жизнь, людям необходима политика.Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.
Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — это энтелехия тела. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. "Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевлённых тел."Таким образом, душа есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат.Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщённому представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле."Душа различает и познаёт сущее, но она сама много "времени проводит в ошибках". "Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях, безусловно, труднее всего."Аристотель, как и Платон, делил душу на три силы: разумную (логическую), страстную (фумоейдическую) и желающую (епифумическую).

   В 343 году до н. э. по приглашению македонского царя Аристотель занял место воспитателя царского сына Александра, будущего знаменитого полководца. В 335 году до н. э. Аристотель вернулся в Афины, где основал свою философскую школу Ликей (известную также под названием перипатетической).


В 347 году до н. э. Аристотель женился на Пифиаде, приёмной дочери Гермия, тирана Ассоса в Троаде. У Аристотеля и Пифиады была дочь .
 После смерти Александра Аристотель был обвинён в безбожии и покинул Афины, чтобы, как он говорил, явно намекая на смерть Сократа, избавить афинян от нового преступления против философии. Аристотель переселился в Халкис на  острове Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через  год он скончался от болезни желудка.




Цитаты,афоризмы высказывания Аристотеля:


Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине.
*
Толпа достойна умереть прежде, чем она родилась.
*
Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляют их туда, куда нужно и полезно.
*
Дружба не только неоценима, но и прекрасна; мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым кажется, что быть хорошим человеком и другом - одно и то же.
*
Каждый может разозлиться - это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, - это дано не каждому.
*
Величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости.
*
Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно.
*
Преступление нуждается лишь в предлоге.
*
Остроумие - это дерзость, получившая образование.

Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.
*
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь.
*
Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра.
*
Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание.
*
Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, несвойственно упорствовать в ошибке.
*
Наслаждаться общением - главный признак дружбы.
*
Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.
*
Друг всем - ничей друг.
*
Те, кто губит состоятельных людей или народную массу слишком решительными законами, в сущности, разрушает государственный строй.
*
Начало есть более чем половина всего.
*
Власть над свободными людьми более прекрасна и более соответствует добродетели, нежели господство над рабами.
*
Когда гнев или какой-либо иной подобного рода аффект овладевает индивидом, решение последнего неминуемо становится негодным.
*
Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия - лучших, чем существующие.
*
Кто двигается вперед в научном направлении, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.
*
Город - единство непохожих...
*
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.
*
Везение - это удачи, к которым непричастен испытующий разум.
*
Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.
*
Хвалу и осуждение получают в зависимости от того, по принуждению или нет совершен поступок.
*
Человек по своей природе есть существо общественное.
*
Человек вне общества - или бог, или зверь.
*
Хвалить людей в лицо - признак лести.
*
Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.
*
Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда.
*
Пословица - сохранившийся обломок древней философии.
*
Книга хороша, если автор говорит все, что должно, только то, что должно, и так, как должно.
*
Кто спрашивает, почему нам приятно водиться с красивыми людьми, тот слеп.
*
Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.
*
Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.
*
Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.
*
Политика не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа.
*
Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела.

*
В настоящее время из-за выгод, связанных с общественным делом и нахождением у власти, все желают непрерывно обладать ею, как если бы те, кто стоит у власти, пользовались постоянным цветущим здоровьем, невзирая на свою болезненность.
*
Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.
*
Пусть будет страх - некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинить нам неприятность: люди ведь боятся не всех зол... но лишь тех, что могут причинить страдание, сильно огорчить или погубить...





(N.N.)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога