Конфуций.
Имя при рождении: Кун Цю (кит.孔丘)
Родился Конфуций в городке Цюйфу, в семье военного из обедневшего рода аристократов Кун. Мать его была наложницей, и после смерти отца Конфуция воспитывала сына одна. Семья жила в бедности, и с раннего детства Конфуций начал работать и занимался самообразованием для того, чтобы занять достойное место в жизни и не опозорить свой знатный род. Обучение давало свои результаты, и вскоре он получил работу чиновника, заведующего амбаром, а затем — скотом.Однако, истинное призвание Конфуция было в том, чтобы передавать свои знания и обучать других людей. Так, в возрасте 22 лет он стал практиковать частные уроки. Конфуций усердно работал и вскоре стал самым знаменитым преподавателем в Китае. В частной школе, открытой им, преподавались четыре дисциплины: литература, язык, мораль и политика. А учеников принимали туда, невзирая на их материальное положение и происхождение.
В возрасте 50 лет Конфуций начал карьеру в государственной службе, стал первым советником в царстве Лу. Но имея расхождения во взглядах на государственную политику, он вынужден был подать в отставку и покинуть службу. После этого Конфуций путешествовал со своими учениками по Китаю на протяжении 13 лет. В 484 г. до н.э. он вернулся в Лу, где продолжил преподавательскую деятельность. У Конфуция было много учеников, однако, самых близких и самых преданных, чьи имена достоверно известны, насчитывается всего 26.
Вместе с преподаванием, великий философ также уделял время книгам. Так, его перу принадлежит книга «Чуньцю» («Весна и Осень», 722-481 г. до н. э.). Ученики Конфуция собирали высказывания и беседы своего учителя, и объединили их в книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения») — главную почитаемую книгу в конфуцианстве. Кроме того, Конфуций собирал, редактировал и распространял многие книги, среди которых: «Ши-цзин» («Книга песен») и «И цзин» («Книга перемен»).
Учение Конфуция, названное «конфуцианством», было основано на желании человека жить в гармонии и счастье. Философ выдвинул главный этический постулат: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
Смерть Конфуция наступила в 479 году до н. э. Его похоронили на специальном кладбище, где предполагалось хоронить его потомков и близких учеников.
Новая жизнь учения Конфуция началась после смерти его автора. Последователями была написана книга «Беседы и суждения» («Лунь-юй»), представлявшая собой записанные беседы учителя с единомышленниками, учителями, высказывания Конфуция. Вскоре она приобрела статус канона его учения. Конфуцианство получило всеобщее признание, а после 136 г. до н. э. с подачи императора У-ди приобрело статус официального вероучения. Конфуцию поклонялись как божеству, считали первоучителем человечества, строили в его честь храмы. Культ великого китайского мудреца перестал поддерживаться с началом буржуазной Синьхайской революции (1911 г.), однако авторитет Конфуция по-прежнему велик .
Символ Конфуцианства.
Вот лишь некоторые цитаты из мудрых высказываний Конфуция, которые поражают своей глубиной:
*** “Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.”
***"Не усвоив приличий не утвердишься.”
***“Лишь та — ошибка, что не исправляется.”
***“Подобен полярной звезде
Правитель, что любит народ.
Средь всех он стоит недвижим -
Кристалл, укрепляющий род.”
***“Утром узнав истину, вечером можно умереть.”
***“Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.”
***“Не меняются только самые мудрые и самые глупые.”
***“Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.”
***“Молчание - верный друг, который никогда не изменит.”
***“Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.”
***“Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.”
***“Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения.”
***“Плати за зло по справедливости. А за добро плати добром.”
***“Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.”
***“Жаловаться на неприятную вещь - это удваивать зло; смеяться над ней - это уничтожить его.”
***“Блажен, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.”
***“Посылать людей на войну необученными - значит предавать их.”
***“Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.”
***“Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправлять их.”
***“Посещать и слушать злых людей — это уже начало злого дела.”
***“Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию.”
***“Когда малый человек смел, но несправедлив, он становится разбойником.”
***“Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.”
***“Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.”
***“Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.”
***“Не печалься, что тебя никто не знает, а печалься о своем несовершенстве.”
***“Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.”
***“Древние предпочитали промолчать, стыдясь, что могут не поспеть за словом.”
***“Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта.”
***“Мудрый человек не делает другим того, чего он не желает, чтоб ему сделали.”
***“Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь?”
***“Безумец жалуется, что люди не знают его, мудрец жалуется, что не знает людей.”
***“Обдумай, верно ли и возможно ли то, что ты обещаешь, ибо обещание - есть долг.”
***“Незыблемая середина — эта добродетель наивысшая из всех, но давно уже редка среди людей.”
***“Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием.”
***“Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей.”
***“Середина есть точка, ближайшая к мудрости; не дойти до нее - то же самое, что ее перейти.”
***“Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот может называться почитающим родителей.”
***“Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.”
***“Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.”
***“В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.”
***“С ученым, который, стремясь к истине, в то же время стыдится плохого платья и дурной пищи, не стоит рассуждать.”
***“Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.”
***“Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь.”
***“Любовь - начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек.”
***“В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.”
***“Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.”
***“Месть, это обоюдное лезвие меча - когда ты уничтожаешь врага, ты уничтожаешь свою душу.”
***“Признаваться в своих недостатках, когда нас упрекают в них, - это скромность, открывать их своим друзьям - простодушие, выставлять же их перед всеми - гордость.”
***“Достаточно, чтобы слова выражали смысл.”
***“Болезнь можно подхватить не только от сквозняка, но и от слов чужих, горе приносящих.”
***“По своей природе люди близки друг к другу; по своим привычкам люди далеки друг от друга.”
***“Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный - в других.”
***“Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела.”
***“Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.”
***“Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.”
***“Достойный человек не идет по следам других людей.”
***“Тот, кто не бережлив, будет мучиться.”
***“У сдержанного человека меньше промахов.”
***" Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой".
***" Не молол, а просеивает, не ткал, а меряет".
Комментарии
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста Ваше мнение.