Пифагор Самосский.


около 570 до н. э.  —  около 490 до н. э.

Древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.





Биография:





 Геродот называл Пифагора "величайшим эллинским мудрецом". Основными источниками по жизни и учению Пифагора являются сочинения философа-неоплатоника Ямвлиха (242—306 гг.) "О Пифагоровой жизни"; Порфирия (234—305 гг.) "Жизнь Пифагора"; Диогена Лаэртского (200—250 гг.) кн. 8, "Пифагор". Эти авторы опирались на сочинения более ранних авторов, из которых следует отметить ученика Аристотеля Аристоксена (370—300 гг. до н. э.) родом из Тарента, где сильны были позиции пифагорейцев. Самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после его смерти.
Родителями Пифагора были Мнесарх и Партенида с острова Самос. Мнесарх был камнерезом,по словам же Порфирия он был богатым купцом из Тира, получившим самосское гражданство за раздачу хлеба в неурожайный год. Первая версия предпочтительнее, так как Павсаний приводит генеалогию Пифагора по мужской линии от Гиппаса из пелопоннесского Флиунта, бежавшего на Самос и ставшего прадедом Пифагора. Партенида, позднее переименованная мужем в Пифаиду, происходила из знатного рода Анкея, основателя греческой колонии на Самосе.
Рождение ребёнка будто бы предсказала Пифия в Дельфах, потому Пифагор и получил своё имя, которое значит "тот, о ком объявила Пифия". В частности, Пифия сообщила Мнесарху, что Пифагор принесёт столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесёт в будущем никто другой. Поэтому, на радостях, Мнесарх дал жене новое имя Пифаида, а ребёнку — Пифагор. Пифаида сопровождала мужа в его поездках, и Пифагор родился в Сидоне Финикийском (по Ямвлиху) примерно в 570 до н. э. С ранних лет он обнаружил необыкновенную одарённость.
По словам античных авторов, Пифагор встретился чуть ли не со всеми известными мудрецами той эпохи, греками, персами, халдеями, египтянами. В популярной литературе иногда приписывают Пифагору Олимпийскую победу в боксе, путая Пифагора-философа с его тёзкой (Пифагором, сыном Кратета с Самоса), который одержал свою победу на 48-х Играх за 18 лет до рождения знаменитого философа.
В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у египетских жрецов. Диоген и Порфирий пишут, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Амасису, благодаря чему он был допущен к обучению и посвящён не только в египетские достижения медицины и математики, но и в таинства, запретные для прочих чужеземцев.
Ямвлих пишет, что Пифагор в 18-летнем возрасте покинул родной остров и, объехав мудрецов в разных краях света, добрался до Египта, где пробыл 22 года, пока его не увёл в Вавилон в числе пленников персидский царь Камбиз, завоевавший Египет в 525 до н. э. В Вавилоне Пифагор пробыл ещё 12 лет, общаясь с магами, пока наконец не смог вернуться на Самос в 56-летнем возрасте, где соотечественники признали его мудрым человеком.

По Порфирию, Пифагор покинул Самос из-за несогласия с тиранической властью Поликрата в 40-летнем возрасте. Так как эти сведения основываются на словах Аристоксена, источника IV века до н. э., то считаются относительно достоверными. Поликрат пришёл к власти в 535 до н. э., отсюда дата рождения Пифагора оценивается в 570 до н. э., если допустить, что он уехал в Италию в 530 до н. э. Ямвлих сообщает, что Пифагор переехал в Италию в 62-ю Олимпиаду, то есть в 532—529 гг. до н. э. Эти сведения хорошо согласуются с Порфирием, но полностью противоречат легенде самого Ямвлиха (вернее, одного из его источников) о вавилонском пленении Пифагора. Точно неизвестно, посещал ли Пифагор Египет, Вавилон или Финикию, где набрался, по легендам, восточной мудрости. Диоген Лаэртский цитирует Аристоксена, который говорил, что учение своё, по крайней мере что касается наставлений по образу жизни, Пифагор воспринял от жрицы Фемистоклеи Дельфийской, то есть в
Пифагор поселился в греческой колонии Кротоне в Южной Италии, где нашёл много последователей. Их привлекала не только мистическая философия, которую он убедительно излагал, но и предписываемый им образ жизни с элементами здорового аскетизма и строгой морали. Пифагор проповедовал нравственное облагораживание невежественного народа, достигнуть которого возможно там, где власть принадлежит касте мудрых и знающих людей, и которым народ повинуется в чём-то безоговорочно, как дети родителям, а в остальном сознательно, подчиняясь нравственному авторитету. Пифагору традиция приписывает введение слов философия и философ.
У Пифагора была жена по имени Феано, сын Телавг и дочь Мийя (по другой версии сын Аримнест и дочь Аригнота).
Деятельность Пифагора как религиозного новатора VI в. до н. э. заключалась в создании тайного общества, которое не только ставило перед собой политические цели (из-за чего пифагорейцев разгромили в Кротоне), но, главным образом, освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души). По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса.



В акусматах (изречениях) Пифагора содержатся обрядовые наставления: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. Акусматы сформулированы лаконично и доступно для понимания любого человека, в них содержатся также постулаты общечеловеческой морали. Более сложная философия, в рамках которой развивалась математика и другие науки, предназначалась для "посвящённых", то есть избранных людей, достойных владеть тайным знанием. Научная составляющая учения Пифагора развивалась в V в. до н. э. усилиями его последователей (Архит из Тарента, Филолай из Кротона, Гиппас из Метапонта), но сошла на нет в IV в. до н. э., в то время как мистическо-религиозная составляющая получила своё развитие и второе рождение в виде неопифагореизма во времена Римской империи.
Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.
Несмотря на встречающееся мнение о том, что Пифагор будто бы был вегетарианцем, Диоген Лаэртский пишет, что Пифагор изредка ел рыбу, воздерживался только от пахотных быков и от баранов, а остальных животных дозволял в пищу.
В качестве критика Пифагора выступал его современник Гераклит: "Пифагор, Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех людей на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за свою собственную мудрость многознайство и мошенничество". По Диогену Лаэртскому, в продолжении известного изречения Гераклита "Многознание уму не научает" упоминается среди прочих и Пифагор: "а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем".
В современном мире Пифагор считается великим математиком и космологом древности, однако ранние свидетельства до III в. до н. э. не упоминают о таких его заслугах. Как пишет Ямвлих про пифагорейцев: "У них также был замечательный обычай приписывать всё Пифагору и нисколько не присваивать себе славы первооткрывателей, кроме, может быть, нескольких случаев".
Античные авторы нашей эры отдают Пифагору авторство известной теоремы: квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равняется сумме квадратов катетов. Такое мнение основывается на сведениях Аполлодора-исчислителя (личность не идентифицирована) и на стихотворных строках (источник стихов не известен):
Современные историки предполагают, что Пифагор не доказывал теорему, но мог передать грекам это знание, известное в Вавилоне за 1000 лет до Пифагора (согласно вавилонским глиняным табличкам с записями математических уравнений). Хотя сомнение в авторстве Пифагора существует, но весомых аргументов, чтобы это оспорить, нет.
Пифагор не писал трактатов. Из устных наставлений для простого народа невозможно составить трактат, а тайное оккультное учение для избранных нельзя было доверить книге. Ямвлих так комментирует отсутствие трудов Пифагора:
"Замечательно также и их упорство в неразглашении учения: за столько лет до поколения Филолая, как представляется, никто не столкнулся ни с одним пифагорейским сочинением. Филолай первым из пифагорейцев опубликовал три нашумевшие книги, которые, как говорят, Дион из Сиракуз купил за сто мин по указанию Платона, когда Филолай впал в крайнюю нужду."
Диоген перечисляет названия этих книг, приписываемых Пифагору: "О воспитании", "О государстве" и "О природе". Однако ни один из авторов в первые 200 лет после смерти Пифагора, включая Платона, Аристотеля и их преемников в Академии и Лицее, не приводит цитат из трудов Пифагора или хотя бы указывает на существование таких трудов. С начала новой эры античным писателям неизвестны труды Пифагора, как сообщили о том Плутарх, Иосиф Флавий и Гален.



Ученики Пифагора образовали своего рода религиозный орден, или братство посвящённых, состоящий из касты отобранных единомышленников, буквально обожествляющих своего учителя — основателя ордена.
Пифагор возглавлял своё тайное общество тридцать девять лет, тогда приблизительная дата смерти Пифагора может быть отнесена к 491 до н. э., к началу эпохи греко-персидских войн. Диоген, ссылаясь на Гераклида (IV в. до н. э.), говорит, что Пифагор мирно скончался в возрасте 80 лет, или же в 90 лет (по неназванным другим источникам). Из этого следует дата смерти 490 до н. э. (или 480 до н. э., что маловероятно). Евсевий Кесарийский в своей хронографии обозначил 497 до н. э. как год смерти Пифагора.
Среди последователей и учеников Пифагора оказалось немало представителей знати, которые пытались изменить законы в своих городах в соответствии с пифагорейским учением. На это наложилась обычная борьба той эпохи между олигархической и демократической партиями в древнегреческом обществе. Недовольство большинства населения, не разделяющего идеалов философа, вылилось в кровавые мятежи в Кротоне и Таренте.
Ямвлих со ссылкой на Аполлония, который пользовался архивами из Кротона, излагает разгром пифагорейцев в Кротоне так:
"Пифагорейцы образовали большое сообщество (их было более трёхсот), но оно составляло лишь небольшую часть города, который уже не управлялся согласно тем же обычаям и нравам. Впрочем, пока кротонцы владели своей землёй, и Пифагор находился у них, сохранялось государственное устройство, существовавшее от основания города, хотя были недовольные, ожидавшие удобного случая для переворота. Но когда завоевали Сибарис, Пифагор уехал, а пифагорейцы, управлявшие завоёванной землёй, не распределили её по жребию, как хотело большинство, то затаённая ненависть вспыхнула, и множество граждан выступило против них… Родственники пифагорейцев относились с ещё большим раздражением к тому, что те подают правую руку только своим, а из близких — только родителям, и что они предоставляют своё имущество для общего пользования, а от имущества родственников оно отделено. Когда родственники начали эту вражду, остальные с готовностью присоединились к конфликту… Через много лет… кротонцами овладели сожаление и раскаяние, и они решили вернуть в город тех пифагорейцев, которые ещё были живы."
Много пифагорейцев погибло, выжившие рассеялись по Италии и Греции. Немецкий историк Ф. Шлоссер замечает по поводу разгрома пифагорейцев: "Кончилась совершенной неудачей попытка перенести в Грецию кастовый и клерикальный быт и, наперекор духу народа, изменить его политическое устройство и нравы по требованиям отвлечённой теории."
Согласно Порфирию и сам Пифагор погиб в результате антипифагорейского мятежа в Метапонте, однако другие авторы не подтверждают этой версии, хотя охотно передают историю о том, будто бы удручённый философ уморил себя голодом в священном храме.
Учение Пифагора следует разбить на две составляющие части: научный подход к познанию мира и религиозно-мистический образ жизни, проповедуемый Пифагором. Доподлинно неизвестны заслуги Пифагора в первой части, так как ему позднее приписывали всё, созданное последователями в рамках школы пифагореизма. Вторая часть превалирует в учении Пифагора, и именно она осталась в сознании большинства античных авторов.
Достаточно полные сведения о развиваемых Пифагором представлениях о переселении душ и основанных на них пищевых запретах даёт поэма Эмпедокла "Очищения".
В сохранившихся работах Аристотель никогда прямо не обращается непосредственно к Пифагору, но лишь к "так называемым пифагорейцам". В потерянных работах (известных по выдержкам) Аристотель рассматривает Пифагора как основателя полурелигиозного культа, который запрещал есть бобы и имел золотое бедро, но не принадлежал к последовательности мыслителей, предшественников Аристотеля.
Платон относился к Пифагору с глубочайшим почтением и уважением. Когда пифагореец Филолай впервые опубликовал 3 книги, излагающие основные положения пифагореизма, Платон по совету друзей немедленно их купил за большие деньги.


                                               


                                                Цитаты,афоризмы,высказывания.



*Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.


*Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.


*Делай великое не обещая великого.


*Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.


*Шутку, как и соль, нужно употреблять с умеренностью.


*Жизнь подобна зрелищу; в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.


*Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может.


*Для того чтобы жить долго, приобрети для себя старого вина и старого друга.


*Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.


*Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.


*Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии.


*Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей.


*Все исследуй, давай разуму первое место.


*Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.


*Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.


*Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.


*Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.


*Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые смотреть.


*Начало - половина целого.


*Привычка и с рабством примиряет.


*Статую красит вид, а человека - его деяния.


*Полезнее наобум бросить камень, чем пустое слово.


*Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.


*Избери себе друга. Ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.


*Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут не задумываясь уничтожить себе подобных.


*Благоразумная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.


*Как ни коротки слова "да" и "нет", все же они требуют самого серьезного размышления.


*Как старое вино непригодно к тому, чтобы его много пить, так и грубое обращение непригодно для собеседования.


*Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падали в него горькие слезы.


*И начнутся страдания, и муки вернутся, ибо в тело вновь заключена душа и не свободна отныне.

*Лесть подобна оружию, нарисованному на картине. Она доставляет приятность, а пользы никакой.


*Молчи, или говори что-нибудь получше молчания.


*Садись за жизненный пир, но не облокачивайся на него.


*Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.


*Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть.


*Законодательство должно быть голосом разума, а судья - голосом закона.


*Одно и то же, что от полыни отнять горечь и что у слова отсечь дерзость.


*Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходе солнца.


*Дружба есть равенство.


*Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.


*Избери лучшее, а привычка сделает его приятным и легким.


*Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь.


*Спроси у пьяницы, как бы он мог перестать пьянствовать. Я отвечу за него: пусть почаще вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде.


***
Со всеми будь ты дружелюбен, незлоблив.
Друзей ни в чем не предавай, прощай им все,
Что незначительным проступком сочтено.
Врагов в друзей преображай, свой нрав смирив.

И стань достойным для доверия любому.
А в отношенье старших гнев твой неуместен.
Не начинайте ссор, хоть спор и интересен.
Коль вас бранят, вы не перечьте и такому…


***
Ведь в пору юношества страсть всегда кипит,
А коль не ты, то кто же эту страсть смирит?


***
Богов превыше чти, а даймонов, героев
Уж после них, отца и мать своих люби.
И сердцем искренним их слушай и цени,
Иначе в бедах будешь ты среди изгоев.


***
Благоразумие цени превыше слов.
Держи себя в узде, пороки - бич веков.
А тирания, и корысть, и мотовство,
И жажда выгоды - не стоят ничего.

Благоразумие дает живущим благо
Души и тела - вот здоровия отрада.
Знай, величайшие несчастья приключились
Из невоздержанности, беды так пролились…


***
А самым лучшим человеком чти того,
Кто сам предвидит, что добро, а что есть зло.
Затем того цени, кто понял на примере,
Что самому ему полезно в каждом деле.

Плохим того сочти, кто дурно поступает,
И все ж надеяться на лучшее дерзает…


***
Знай, неразумно обращать свое вниманье
На мнение каждого, особенно когда
Ты слышишь мнение простого большинства,
Ведь только знающим дано прямое знанье.

Однако также неразумно презирать
Иное мнение. Такое отношенье
Ведет к невежеству и также нетерпенью.
Тогда характер будет трудно исправлять.


***
Кто ищет почести, совет такой мой вам:
Уподобляйтесь вы спортсменам прыгунам,
Ведь зла соперникам не делают они,
И достигают славы, званья, высоты.

Быть хорошо таким, как хочется казаться.
Иначе можете смешным вы оказаться.
Не подобает и мужчине отдавать
Приобретенное трудом, полезно знать.


***
Любовь к прекрасному вся в знаниях и нравах.
Учись любить благопристойное в оправах.
Оправа к камню драгоценному - суть польза.
Необходимое - ограда, но не роза…

В удаче нечто есть божественное, знай,
Но направление свое все ж проверяй.
Бывает, выбор наугад - все удается,
А преднамеренный - судьба дерзит, смеется.

Удача в том, с какой натурой ты родился:
Есть - что врожденное, а есть - чего добился.


***
И о желаниях своих подумать ценно.
Одни врожденные, другие, несомненно,
Имеют пользу или вред. Остерегайся
Всех пуще трех, да избегать их постарайся:

Есть неуместность, непристойность и чрезмерность.
От них все беды, растеряется и верность.
Но по природе существо разнообразно,
Бывает дерзостно, бывает безобразно…

Цени разумность и порядок, власть, что свыше,
А захотелось покричать, кричи потише.
Во всех страданиях души есть все же мера,
То - золотая середина. Для примера:

Избыток мысленной энергии вовне
Ведет к гневливости, к расстройству в голове.
А недостаток мысли, что идет в тебя,
Ведет к гордыне и заносчивости, зря…

Несправедливому дано напоминанье
Неотвратимости ответа, воздаянья.
Есть суд посмертный для души, то Высший Суд,
Так вспоминай о нем, то мысли добрый труд.


***
Основа жизни добродетельной есть вера
В благих богов, героев, даймонов и мера,
Еще надежда на спасение от зла.
И возгорится долгожданная звезда.

Беда любая неожиданной не будет.
Коль человек умен, судьбу он не осудит.
Но от того, что быть не может в нашей власти,
Мы можем ждать чего угодно: бед, напасти…

А счастье жизни - коль душа идет к добру,
И станет доброй и красивой потому.


***
Любовью к Мудрости зовется философия.
О ней заботиться нам следует. Иначе
Мы не решим уроков жизненных задачи.
Нельзя заставить полюбить Ее - утопия.

И потому заботу чаще проявляйте.
Придет пора - придет любовь. Тогда дерзайте.


***
Все люди родственники, помните об этом,
И строго следуйте божественным заветам.
Все благородные друг другу братья в жизни,
Хоть не знакомы, единяются по мысли.


***
А к лишней роскоши стремиться нам не нужно,
Не оскверняйте дом, живите лучше дружно.
Во всем умеренность нужна и простота,
Стремленье к знаниям и радости ума.


***
К животным нужно относиться как к друзьям.
Не убивать их и не есть - совет мой вам.
И в проявлении эмоций знайте меру:
Не быть унылым иль орущим, для примера…


***
Душа имеет справедливость, доблесть, благость,
И соразмерность, чистоту, любовь и радость.
От смерти та душа спасется, что в любви,
В согласии дружеском, в гармонии семьи.


***
Цените дружеские узы выше всех,
Не допускайте вспышек гнева, громкий смех.


***
Волшебный Остров... Где хранится Мир мечты?
Днем - в храме Солнца, а для ночи - храм Луны.


***
А половиной дела явится начало,
Коль дело праведною мыслью прозвучало.


***
Что прорицалищем из века в век зовется?
Что в Тетрактиде пребывая, познается.
Она - Гармония, в которой силы мира.
Она - единственная власть морей эфира.


***
Что сокращается - тому подобна старость,
Что прибывает - называют люди младость.


***
Любые трудности, труды - зовутся благом.
А наслаждения любые - зла оврагом.


***
Наш мир - Вселенная, "украшенное" чудо.
А космос - мысли яство, храмовое блюдо.


***
Слезою Крона называют люди Море.
В нем бездна времени: и радости, и горя.


***
Вопросы Семи Мудрецов
Что в мире старше всех? - Бог, ибо безначален.
А что всех больше? Что пространством означаем.


***
Что всех разумнее? Разумнее всех Время.
Хранит прошедшее, а будущему - семя.


***
Что неотъемлемей всего? - Надежды свет.
Она есть там, где ничего уже и нет.


***
А что полезнее всего? Ее зовут
Все Добродетелью, и в каждом веке чтут.


***
А что вредней всего? Вредней всего Порок.
Одним присутствием своим несет уж рок.


***
А что есть Праведность? То Жертвенность сама.
Всего мудрее что? Число. Закон числа.


***
А что по мудрости второе на века?
Давать вещам и всем явленьям Имена.

***

Что у эллинов ценят главным видом знанья?
То помощь телу и душе, то врачеванье.


***
А что прекраснее всего? Гармония мира. 
Архитектура мироздания эфира.


***
Какая плоская фигура краше всех?
Конечно, круг. В нем совершенство и успех.


***
А из фигур объемных? Сфера или шар.
Монада символ единицы - главный дар.


***
Что всех сильнее? Неизбежность, ведь она
Неколебима, жизни вечная волна.


***
А самой сильной что зовут среди людей?
Сильнее Мысли нет ни действий, ни страстей.


***
Что легче вынести из тяжестей земных?
Все, что естественно в условиях своих.


***
Что не превысить справедливостью нигде?
Нет выше жертвоприношения везде.


***
Что самым лучшим называют? Это счастье.
А что трудней всего? Познать себя, в причастье.


***
Что самым легким называют?Жить в привычках.
А что правдиво?Люди злы, не только в стычках.

***
Не разрушайте, что Природой вам дано.
Душа и тело - храм божественный - одно.

***
Во всем умеренность цени и соблюдай.
Через весы и через меру не шагай.

***
Взаимосвязь всего, что есть - венок судьбы.
Так не ощипывай его, а береги.

***
Обзавестись потомством следует тебе,
Пусть поклоняются богам - вот свет в судьбе.

***
Сначала правую сандалию подвяжи.
А омовенье ног ты с левой и начни.

***
В храм мимоходом никогда не заходи.
И о житейском, в храм войдя, не говори.

***
Коль к алтарю идешь, иди же босиком.
Не ешь запретное, пусть даже и тайком.

***
Изображение богов ты не носи.
Не оскверняй же их, о милости проси.

***
Храни же образ божества в своем жилище.
А возлияния богам свершай пред пищей.

***
Коль за советом кто пришел, дай лучший самый. 
Совет священен. Пусть не кажется, что малый.

***
Когда свеча горит, от зеркала уйди.
Не за стеклом, а наяву огонь узри.

***
Когда берешь себе жену, то береги,
И не преследуй, а советом помоги.

***
Зверей с когтями лучше в доме не держать,
Залетных ласточек под крышу не пускать.

***
Как в храм идешь, одежды белые надень.
Ведь чистота и белизна, как светлый день.


***
Не смей не верить сказкам дивным о богах,
Пусть даже кажутся лишь вымыслом в веках.

***
Когда сражаешься, то стой всегда лицом,
А рана в спину - прослывешь ты подлецом.

***
В напоминанье справедливости ставь соль.
Стихия солнца и морей - прекрасна роль.

***
След от горшка, что на золе, всегда стирай.
Золу разглаживай, следы не оставляй.

***
Будь осторожен с наслаждением. Оно
Всегда опасно, в испытание дано.


***
Огонь ножом не вороши, а острый край
Ты отворачивай от тела, проверяй.

***
Не оборачивайся, вышел коль из дома.
Иначе будет неприветлива дорога.

***
В нас есть соперничество. Другу уступи.
Душевных ран ему, смеясь, не нанеси.

***
Не нужно в споре апеллировать к судье.
Унять кичливость лучше старшему, в себе.

***
Высказывания Пифагора
Что значит Мудрость? Это - знание прекрасного,
И первосущного божественного Слова.
Она тождественна себе. Первооснова
Ее в гармонии ума, Глагола ясного.

***
А философия - стремленье видеть Мудрость.
Философ - тот, кто созерцает суть вещей,
И тем свершает то, что должно для людей.
В нем бескорыстный нрав, судьбы нелегкой трудность.

***
Мир постигается умом. О мире знанья
Мы получаем как от Бога подаянье.
Узнать о Боге и прислушаться к Нему -
Вот цель ума, и я лишь этому учу.

***
Из всех искусств - учитель Музыка. Она
Воспринимается сердцами все века.
Она Богов желанья может подсказать,
А человеку важно то воспринимать.

***
И врачевание основано на ритмах,
Пусть и неслышимых, неявственных молитвах.
Ведь образ жизни человека - это песня,
Что создает судьбу. Зовут иначе Гестия.

***
Лишь приближаясь к гармоничному звучанью,
Мы постигаем тайны, скрытые в молчанье.

Афоризмы Пифагора
Вот первая важнейшая наука:
Вещь каждую лишь именем ее
Зови, и это главное звено,
Связующее формы с ролью звука.

***
Роль звука - содержание для формы.
Бокал с вином звучит не как пустой…
И звук не возникает сам собой.
Он - плод взаимодействия, суть нормы.

***
Законы государства - на втором
Почетном месте, после добрых нравов.
Народы! Чтите больше всех уставов
Важнейший из законов - Добрый Дом.

***
Но нравы без ученья, и ученья
Без нравов не дают на долгий срок
Свободу, счастье людям. Сей урок
Для жизни, а не для нравоученья.

Ученость с добрым нравом совмещая,
Страна и на земле достигнет рая.

***
Вы не ищите за пределом мира Бога,
И не пытайтесь превзойти волхвов в ученье.
Их Боги: воздух и огонь средоточенья,
Земля, вода - стихии данные до срока…

***
Совет для юноши: Цени же размышленья.
От многословия оно и сохранит.
Тянись до знания, ценнейший твой магнит.
Всего же пуще берегись, друг, самомненья.

***
Не будь невольником ничьим, и даже друга.
И кроме звезд других богов ты не ищи.
За счастьем также не гонись, но отыщи
Его в себе самом, внутри сознанья круга.
***
Молчание - премудрости начало.
В молчании и Слово зазвучало.

***
Про смерть тебя коль спросят, то ответь:
Невежество есть истинная смерть.

***
Не бойся смерти, жизнь - не что иное,
Как точка круга, что неизмерим,
Которым бесконечно мы бежим.
Где время, там не может быть покоя.

***
Ты знания и мудрость не равняй.
Пред мудрым ум и голову склоняй.

***
Единство все - в Природе. Равного ей нет.
И Божество богов, и мать, и дочь всех лет.
И ты рассматривай Природу, остальное -
Оставь несведущим. Занятие благое.

***
Не почитай себя великим, видя тень
Свою в закате дня иль утром на заре.
Старайся мудрым быть. Достоинства в тебе,
Коль ты любви достоин. Это жизни день.

***
Останься в обществе на время для того,
Чтоб выбрать друга и жену. Не пей вино.
Оно питает страсти. Не превозноси
Вслух чудеса, а размышляй, зерно ищи.

***
Ты не болтай, еще же менее пиши.
Чего понять не в силах, просто отпусти.

***
Коль пережить себя ты хочешь для потомства,
Оставь семейство добродетельное. Это
Хорошей книге равноценно. Для поэта
Совет такой - не опускайся до потворства…

***
Не говори о свете бедному слепому,
О независимости темному, хромому…

***
Не будь одним из тех, кто кажутся в стихах
Своих столь мудрыми, как скрывшийся монах.

***
Благополучие в чем ваше состоит?
В том, чтоб в согласии с собою быть, пиит.
Лютня настроенная звуки издает
Лишь гармоничные, и так душа поет.

***
Благоразумный путешественник, старайся
Не усмирять вражду меж тигром и змеей.
Тогда для добрых существует здесь покой,
Когда само себя зло съест. Ты ж обучайся…

***
Что значит дружба? Сочетание добрых душ.
Ведь добродетель не враждует, нет там стуж.

***
Не превращай в гробницу для души своей
Свое же тело. Телом властвовать умей.

***
Любовь не делай темой общих разговоров.
Святое дело не для них, не для укоров.

***
Не укоряй при детях друга и жену.
Будь с ними сдержанным, хвали лишь по уму.

***
Хоть сочтены дни жизни, смертный, соблюдай
Ты бережливость, руки к счастью простирай.

***
Пред тем, как станешь говорить, пусть мысль созреет
Под языком твоим. Созревшая - все смеет.

***
Коль ты умом высоким, мудрым одарен,
Старайся род людской поднять в цепи времен.
Хоть твой светильник излучает ровный свет,
Но не достаточно того для хода лет.

***
Подобен маслу будь, коль ты среди народа:
Поверх воды, но и не смешивает воды.
Не сообщай в народе истины звено:
Употребит непонимание их во зло.

***
Считай священными ты числа, вес и меру,
Вот дети равенства изящного. Оно -
Есть величайшее из благ, что нам дано.
Знай, числа - боги на земле. Храни же веру.

***
Где есть оружие, там мудрых нет законов.
Не избежать там и войны и всех уронов.

***
Коль ты друга не нашел, то товарища найди
Одного с тобою знанья, с ним в пути
светлей идти.

***
Обучайся же людей ты познавать,
То важнее, чем богов-то изучать.


***
Предаваясь размышлению, берегись,
Чтоб с ума бы не сойти. За ум держись.


***
Старайся жизнь вести такую, чтоб сказать
Мог перед сном: - Я жил. - И так живи опять.

***
Врата премудрости имеют узкий вход.
Храни воздержанность и трезвость каждый год,
Чтоб из-за тучности своей в конце пути
Не оказаться там, где трудно уж войти

***
Добро творить уж лучше утром настоящим,
Чем наступающим же вечером, ведь жизнь
Так скоротечна, как светящаяся мысль.
Уходит время, как летит ручьем скользящим.

***
Ты полной воли воображению никогда,
Друг, не давай - чудовищ выведет она.

***
Свободным можно называть себя тогда,
Когда в тебе Необходимость как нужда.
А посему ты у богов и не проси,
В Необходимости Законе все они.

Необходимость - это лучник, ты стрела,
Подобна луку пусть же будет и душа.

***
Коль к размышлению приучишь душу ты,
То скоро крылья обретет для высоты.

***
Слезы детей ваших вы берегите,
И для могилы своей сохраните

***
Если супруга желает, чтоб милый
Подле нее отдыхал, то она
Скромной и нежною быть с ним должна,
Лучшей из лучших, веселой, счастливой.

***
Будь другом истины даже в лишенье,
Но не защитником, что без терпенья.

***
Если ты в гневе, не смей говорить!
Действовать резко и злобу сорить.

***
Делай великое, не обещая
Славу достичь, иль себя ублажая.

***
Так уживайся с людьми, чтоб друзья
Не отвернулись потом от тебя.
Недруги чтоб становились друзьями.
Мирное небо пусть будет над вами.

***
Жизнь как театр: на первых рядах
Люди дурные, чья мысль в кандалах.

***
Друга найди, ибо если один,
Счастья не встретишь до самых седин.

***
Пусть лаконичны слова "да" и "нет",
Вдумайся, прежде чем скажешь ответ.

***
Приторно сладким стал кубок бы жизни,
Если слез горьких не стало б, размысли…


***
Лесть как оружие, что на картине:
Взгляду приятно, а пользы - в помине.


***
Лучше молчи, ну, а коль говоришь,
Пусть будет лучше, чем то, что молчишь.


***
То, что постыдно, не делай нигде,
Даже тайком от других. Ведь закон
Первый для каждого, кто был рожден -
Будь уважительным прежде к себе!


***
Что бы ни думали вслед о тебе,
Будь справедливым в делах. К похвале
Будь равнодушен, но и к порицанью
Так же. Храни справедливость к деянью.


***
Глаз не смыкай, прежде чем перечтешь
Каждый поступок прошедшего дня.
Коль на закате увидишь себя тенью великой,
Пойми, тень та - ложь.


***
Мера во всем: и в питье, и в еде.
Разуму вверь все, что носишь в себе.


***
Если погрешность свою покрываешь
Фразой, словами, то вновь согрешаешь.


***
Утром на день постарайся взглянуть:
- Что должен сделать? И вечером тоже:
- Все ли я сделал? Иначе негоже.
Все перечти перед тем, как уснуть.


***
Пьянство - в безумстве своем упражненье.
Всякий безумный - судьбы пораженье.


***
Статуя формой своей хороша,
А человека украсят дела.


***
Хвалит в глаза и злословит во след
Неблагодарный, себе же во вред.


***
Шуткой беседу укрась, освети.
Шутка, что соль. Лишь не пересоли…



(N.N.)


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога