Платон.

427(428)до н.э. Афины - 347(348)Афины.

Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.


Биография:


Родился Платон 427(428) до н.э. в Афинах,при рождении   получил имя Аристокл-Умер347(348) в Афинах. Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.Платон — первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, а полностью.
Большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.
Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона (465—-424), восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Также, согласно Диогену Лаэртскому, Платон был зачат непорочно.Периктиона была сестрой Хармида и Крития, двух известных фигур из числа Тридцати тиранов недолговечного олигархического режима, последовавшего за развалом Афин в конце Пелопоннесской войны . Помимо Платона у Аристона и Периктионы было ещё трое детей: два сына — Адимант и Главкон, и дочь Потона, мать Спевсиппа. Согласно тексту Государства, Адамант и Главкон были старше Платона. Однако Ксенофонт в своих Меморабилиях сообщает, что Главкон был младше Платона.
Первым учителем Платона был Кратил. Около 408 года до н. э. Платон познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.
После смерти Сократа в 399 г. до н. э. Платон уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. "Платон отправлялся впоследствии в Сицилию, чтобы с помощью Дионисия Сиракузского основать там идеальное государство, в котором философы вместо чаши с ядом получали бы бразды правления". В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Академию. Впоследствии он вновь посещал Сицилию в 366 и 361 годах до н. э. по приглашению своего друга и почитателя Диона.



 ПЛАТОНОВСКИЙ КОРПУС:


Платоновский корпус (Corpus Platonicum) — то есть исторически сложившаяся совокупность сочинений, которые со времён античности связываются с именем Платона и значительная часть которых представляет собой диалоги, — формировался на протяжении долгого времени. Вероятно, на протяжении долгого процесса формирования классического "собрания сочинений" философа случались как потери, так и приобретения, определявшиеся в известные моменты не только состоянием рукописной традиции, но и уровнем и направлением современной ему филологической критики.
Первой важной вехой на пути формирования корпуса можно считать собрание платоновских сочинений, составленное в III веке до нашей эры выдающимся филологом античности Аристофаном Византийским. Уже к этому времени под именем Платона ходили сочинения разного объёма и качества, часть которых была отклонена Аристофаном, тогда как ещё некоторая часть была помещена в собрании, правда, в качестве сомнительных или, при всех достоинствах, недостоверно платоновских произведений. Основу издания составили те сочинения, которые и сегодня определяют лицо Платоновского корпуса.
Тот же Аристофан Византийский положил, начало систематизации сочинений Платоновского корпуса, поскольку в его издании они располагались трилогиями. Так, в одной трилогии объединялись "Государство", "Тимей" и "Критий", в другой — "Законы", "Минос" и "Послезаконие", в третьей — "Критон", "Федон" и "Письма", что свидетельствует о тематическом принципе классификации сочинений, весьма далёких друг от друга по объёму, структуре и по художественному уровню. Сочинения, которым не находилось тематических аналогов, в трилогии не включались и располагались беспорядочно.
Следующий важный этап истории Платоновского корпуса связан с деятельностью Трасилла (I в. н. э.), чьим собранием, по существу, пользуется и современная наука. У Трасилла платоновские сочинения были объединены в тетралогии.
Современное состояние Платоновского корпуса определяется изданием Анри Этьенна, выдающегося французского филолога-эллиниста XVI века. В научной литературе цитирование платоновских текстов производится с указанием пагинации этого стефановского издания, которая сохраняется на полях любого новейшего издания сочинений Платона, как по-гречески, так и в переводах, независимо от принятого в том или ином издании порядка их расположения.

 Принято считать, что Платон является одним из основателей  идеалистического направления в мировой философии. Во  многих сочинениях философа проводится мысль о том, что  бытием в подлинном смысле слова можно назвать только  абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие  безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные  сущности называются в сочинениях Платона идеями, или  эйдосами. В диалоге Платона "Тимей" главный рассказчик  приходит к положению, согласно которому решение  онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы  решаем вопросы теории познания. Если мы соглашаемся с  тем, что истинное познание касается только вечного и  неизменного бытия, а касательно изменяющегося и  временного не может быть истинного знания, но только  лишь мнение, то следует признать автономное  существование идей.
 В диалоге "Тимей" Платон вкладывает в уста рассказчику  следующие выводы из признания неподвижного бытия истинным объектом познания. Следует признать наличие трех родов сущего — вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи.
В диалоге "Государство" даётся концепция об идее блага как высшем объекте познания. Само слово "благо" (τὸ ἀγαθόν) означает не просто нечто, оцениваемое этически положительно, но и онтологическое совершенство, например, добротность конкретной вещи, её полезность и высокое качество. Благо нельзя определять как удовольствие, потому что приходится признать, что бывают дурные удовольствия. Благом нельзя назвать то, что только приносит нам пользу, потому что это же самое может нанести вред другому. Благо Платона — это "благо само по себе"(αὐτὸ ἀγαθόν).
Платон уподобляет идею блага Солнцу. В видимом мире Солнце является необходимым условием как того, что объекты становятся доступными зрению, так и того, что человек получает способность видеть предметы. Ровно так же в сфере чистого познания идея блага становится необходимым условием как познаваемости самих идей, так и способности человека познавать идеи. Как это резюмируется Сократом в диалоге "Государство": "что придаёт познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага — причиной знания и познаваемости истины".
В философии Платона имеются признаки дуализма. Платон часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Тело — разложимо и смертно, а душа — вечна. Согласно учению, изложенному в диалоге "Государство", в отличие от тела, которое можно погубить, душе ничто не может помешать существовать вечно. Если мы согласимся, что вред душе наносит порок и нечестие, то даже и в этом случае остаётся признать, что порок не приводит душу к смерти, а просто извращает её и делает её нечестивой. То, что неспособно погибнуть ни от какого зла, можно считать бессмертным: "раз что-то не гибнет ни от одного из этих зол — ни от собственного, ни от постороннего, то ясно, что это непременно должно быть чем-то вечно существующим, а раз оно вечно существует, оно бессмертно".
В своём диалоге "Федр" он даёт знаменитый образ колесницы души. Рисуется следующая картина: "Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. У богов и кони, и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, это наш повелитель правит упряжкой, а затем, и кони-то у него — один прекрасен, благороден и рождён от таких же коней, а другой конь — его противоположность и предки его — иные. Неизбежно, что править нами — дело тяжкое и докучное". Возница изображает здесь разум, добрый конь — волевую часть души, а дурной конь — страстную или эмоциональную часть души. В диалоге "Государство" Платон более подробно разбирает эти три составляющих психики человека. Так, он уподобляет разумную часть души — пастырю стада, волевую или яростную часть души — сопутствующим пастырю собакам, помогающим ему управляться со стадом, а неразумную, страстную часть души он называет стадом, добродетель которого — подчиняться пастырю и собакам. Таким образом, Платон выделяет три начала души:
1. Разумное начало, обращённое на познание и всецело сознательную деятельность.
2. Яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей. Как говорит Платон, ярость и гнев отличаются от простых вожделений и даже зачастую спорят с ними: "мы замечаем, как человек, одолеваемый вожделениями вопреки способности рассуждать, бранит сам себя и гневается на этих поселившихся в нём насильников. Гнев такого человека становится союзником его разуму в этой распре, которая идёт словно лишь между двумя сторонами". Платон замечает, что яростное начало особенно заметно в человеке, "когда он считает, что с ним поступают несправедливо, он вскипает, раздражается и становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу и все подобные этим муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений — либо добиться своего, либо умереть, разве что его смирят доводы собственного рассудка".
3. Страстное начало, выражающееся в бесчисленных вожделениях человека. В диалоге Платона "Государство" говорится, что начало, "из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовём началом неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода удовлетворения и наслаждений".
Во многих своих произведениях Платон подробно рассматривает теорию о бессмертии души. В диалоге "Федон" Платон излагает четыре аргумента в пользу этой теории.
Первое доказательство бессмертия души получило название "циклического", поскольку основано на понятии взаимной обусловленности любых противоположностей. Поскольку противоположности предполагают наличие друг друга — так, большее возможно только при наличии меньшего, а сон возможен только при наличии бодрствования, — таким образом, смерть подразумевает наличие бессмертия. Как говорит в этом диалоге Сократ: "Если бы всё, причастное жизни, умирало, а умерев, оставалось бы мёртвым и вновь не оживало, — разве не совершенно ясно, что в конце концов все стало бы мертво и жизнь бы исчезла?" Раз живое происходит из мёртвого, а умереть может только живое, то этот факт может служить аргументом в пользу перевоплощения душ. Души умерших должны оставаться в нетленном состоянии, что отличает их от природы тела и предполагает дуализм духа и тела.
Второй аргумент в пользу бессмертия души основан на учении о знании как припоминании. В сознании человека наличествуют универсальные понятия, такие, как "красота сама по себе" или "справедливость сама по себе". Эти понятия указывают на абсолютные сущности, существующие вечно. Если душа знает о них, то душа человека существовала и до того, как сам человек рождается на свет. Душа не могла бы получить знание о бессмертных и вечных сущностях, если бы сама не была бессмертной и вечной. В соединении с первым аргументом доказывается и продолжение существования души и после смерти человека: "Раз наша душа существовала ранее, то, вступая в жизнь и рождаясь, она возникает неизбежно и только из смерти, из мёртвого состояния. Но в таком случае она непременно должна существовать и после смерти: ведь ей предстоит родиться снова".
Третий аргумент "Федона" связан уже с доказательством разнородности души и тела. В диалоге постулируется наличие двух видов сущего. К первому относится всё зримое и разложимое, ко второму — безвидное, то есть недоступное чувствам, и неразложимое. Как очевидно, тело это то, что зримо и постоянно изменяется. Следовательно, тело — сложно по природе, и в нём нет ничего простого и неразложимого. Именно поэтому тело и смертно. А душа безвидна и влечётся к познанию вещей вечных и неизменных.
В своём диалоге Платон воспроизводит ряд контраргументов противников учения о бессмертии души. Так, если душа такова, какой её рисует Сократ в диалоге, то она подобна форме кувшина или налаженности струн лиры. Если разбить кувшин или разломать лиру, то и форма кувшина погибнет, и гармония звуков лиры исчезнет.
Платон вводит этические и религиозные моменты в своё учение о бессмертии души. Так, в частности, он упоминает о возможности посмертных наказаний и наград душе за её земные свершения. В диалоге "Государство" он приводит мифологическое сказание о посмертных судьбах человеческих душ, якобы известное со слов некоего памфилийца Эра, который "как-то он был убит на войне; когда через десять дней стали подбирать тела уже разложившихся мертвецов, его нашли ещё целым, привезли домой, и когда на
Основными политическими произведениями Платона являются трактаты "Государство", "Законы" и диалог "Политик".
Наиболее известным диалогом Платона является "Государство". Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.
Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов. По Платону существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Любая вещь является лишь отражением своей идеи, может стремиться к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен изучать идеи, а не сами вещи. Это относится и к государству, Платон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, хотя бы потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.
Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.
Всё не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, доме и одежде). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм — аналогия с "правлением знающих»"Сократа. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.
Позже Платон в "Законах" опишет иную утопию и другой государственный строй — аристократическая республика или аристократическая монархия.
4 класса, в зависимости от имущественного ценза,
5040 граждан и сложнейшая система управления.
Допускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий.
Значительное усиление контролирующей роли государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения.
Платон различал два вида государственного устройства аристократического управления:
Над всеми стоят правители.
Все подчиняются законам.
На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестаёт быть государством.
Аристократическое государство может стать монархическим, если среди правителей выделится кто-нибудь один (царская власть).
Если же будет несколько правителей, то государство будет республиканским (аристократическое правление).
Важнее непосредственно законодательная мысль "Законов": раз счастье гражданина не есть ценность, то для счастья полиса к отдельному человеку могут быть применены меры физического воздействия. Таким образом, санкция со времен Платона становится
Во всех произведениях Платона подразумевается существование эроса, стремление к идеалу в высшей красоте и вечной полноте бытия.
Сущность человека усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Она (а значит и человек) восприимчива к знанию. В этом Платон видел родовое (общее) отличие от животного. А на видовом (частном) уровне человек отличается от животного своими внешними особенностями. На основе этих отличий Платон сформулировал одно из первых определений сущности человека:
"Человек — существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях"
Разумеется, у Платона нет абсолютного противопоставления животных и человека. В силу того, что душа человека бессмертна, а тело тленно, человек — дуалистичен.
Существует легенда, согласно которой Диоген Синопский на определение Платона "Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев", ощипал курицу и принёс  к нему в школу, объявив: "Вот платоновский человек!" На что Платон к своему определению вынужден был добавить "…и с широкими ногтями".
Сохранилось порядка 70 античных свидетельств о том, что Платон в последние годы жизни излагал некоторое систематическое учение ("неписаное учение" как называет его Аристотель). Это незаписанное учение, называвшееся, предположительно, "О благе как таковом", Платон излагал в последние годы преподавания в Академии.


 По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году до н. э. (в 13-й год правления македонского царя Филиппа). Его похоронили в Академии. Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής; буквально, "наилучшая слава"). Под этим именем он и погребён. Платон — прозвище (от греческого слова «plato» — широта), означающее "широкий, широкоплечий", которое дал ему Сократ за его высокий рост, широкие плечи и успехи в борьбе. Напротив, существуют исследования, показывающие, что легенда о его имени "Аристокл" возникла в период эллинизма.


          ЦИТАТЫ,АФОРИЗМЫ,ВЫСКАЗЫВАНИЯ.




*Кто не совершает несправедливости - почтенен; но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей.

*Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим.

*Основа всякой мудрости есть терпение.

*Кто в верности не клялся никогда, тот никогда ее и не нарушит.

*Мужество - стойкость в исполнении должного.

*Бог в нас самих.

*Книга - немой учитель.

*Любимое часто ослепляет любящего.

*Основа всякой мудрости есть терпение.

*Судьба - путь от неведомого к неведомому.

*Гимнастика есть целительная часть медицины.

*Всеми силами души надо стремиться к истине.

*Сократ - друг, но самый близкий друг - истина.

*Никто не становится хорошим человеком случайно.

*Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей.

*Угождать во имя добродетели прекрасно в любых случаях.

*Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

*Истинна древняя пословица, что равенство создает дружбу.

*Победа над самим собой есть первая и наилучшая из побед.

*Бесстыдство - терпеливость души к бесчестью во имя выгоды.

*Помощь - препятствие для существующего или возможного зла.

*Хороший человек - тот, кто способен платить другому добром.

*Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей.

*Воля - целеустремленность, соединенная с правильным суждением.

*Рассудительность - это умение обуздывать свои вожделения и страсти.

*Человек - игрушка Бога. Этому - то и надо следовать. Надо жить играя.


*Крайняя несправедливость - казаться справедливым, не будучи таковым.

*Не бывает такой безвыходной ситуации, в которую мы не можем попасть.

*Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности.

*Говорить без усталости, ничего не сказав, - это всегда было высшим даром ораторов.

*Развитие телесной силы и жизнерадостности во многом зависти от веселых, живых игр.

*Рождение - это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу.

*Воспитание и наставления начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни.

*Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.

*Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.

*Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока.

 *Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?

 *Сила магнита передается от железа к железу подобно тому, как вдохновение музы передается через поэта чтецу и слушателю.

*Первые детские ощущения - это удовольствия и страдания, и благодаря им сперва и проявляются в душе добродетель и порок.

*Никто из нас еще не родился бессмертным, и, если бы это с кем-нибудь случилось, он не был бы счастлив, как это кажется многим.

*Кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается верен всю жизнь, потому что он привязывается к чему-то постоянному.

*Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.

*Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения.

 *Воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души наипрекраснейшими и наилучшими.

*Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.

*Никто не знает, что такое смерть и не есть ли она величайшее для человека добро. И, однако, все ее страшаться как бы в сознании, что она - величайшее зло.

*Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области науки и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.

*Наилучшее воспитание молодых людей, да и самих себя, заключается не во внушениях, а в явном для всех осуществлении в собственной жизни того, что внушается другому.

*Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать.

*Невежество тем-то и тяжело, что невежда, не будучи ни прекрасным, ни благим, ни разумным, кажется довольным самим собою, не считает себя нуждающимся и не стремится к тому, в чем он, по его мнению, не нуждается.

*Чтобы приобрести расположение друзей, надо оценивать их услуги выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья.

*Ну что девочки, счастья вам, здоровья и богатых детей.

*Воля - целеустремленность, соединенная с правильным суждением.

*В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя.

*Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.

*Всеми силами души надо стремиться к истине.

*Гимнастика есть целительная часть медицины.

*Если бы люди не хотели продаваться, они бы не продавались. Правильно? Знаешь на что они злятся?… На то, что я всё делаю открыто. А раз злятся, значит согласны. Иначе развернулись бы и ушли.

*Время - движущееся подобие вечности.

*Время уносит все: длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.

*Книга - немой учитель.

*Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.

*Если не изучишь жизнь, то в ней нет никакого смысла.

*Когда думаешь ту же мысль второй раз, то это уже не мысль, это запор.

*Не бывает такой безвыходной ситуации, в которую мы не можем попасть.

*Девушка, а что вы делаете вечерами до конца жизни?

*Духовное зрение улучшается по мере ухудшения зрения физического.

*Каждый гражданин должен играть свою роль в обществе согласно своим личным способностям.

*Каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза.

*Когда мы стремимся искать неведомое нам, то становимся лучше, мужественнее и деятельнее тех, кто полагает, будто неизвестное нельзя найти и незачем искать.


*Помощь - препятствие для существующего или возможного зла.

*Для соразмеренности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.

*Надежды - сны бодрствующих.

*Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться.

*Не прибавляй огонь к огню.

*Каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза.

*Красиво сказанная речь о прекрасных деяниях остается в памяти слушающих, к чести и славе тех, кто эти дела совершил.

*Не на приданное, не на знатность, не на красоту свою следует полагаться жене, а на то, чем по-настоящему можно привязать к себе мужа: на любезность, добронравие и уступчивость, и качества эти проявлять каждодневно не через силу, как бы нехотя, но с готовностью, радостно и охотно.


(N.N.)


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога