Сенека.

4 до н. э., Кордуба—  65,Рим.

Римский философ-стоик, поэт и государственный деятель.




Луций Анней Сенека, Сенека Младший или Сенека (4 до н. э., Кордуба,Бетика,Римская империя. —  65,Рим,Италия, Римская империя) — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель.
Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма.
Сын Луция (Марка) Аннея Сенеки Старшего (выдающегося ритора и историка) и Гельвии. Младший брат Юния Галлиона. Принадлежал к сословию всадников.

Справка:


Вса́дники ("эквиты", лат. equites, от лат. equus,"конь") — одно из привилегированных сословий в Древнем Риме.Первоначально — в царскую эпоху и в раннереспубликанский период — это была сражавшаяся верхом патрицианская знать.По реформе Сервия Туллия (VI век до н. э.) всадники, выделенные в 18 центурий, составляли часть высшего цензового разряда римских     граждан.Впоследствии, в связи с образованием в Риме нобилитета (III век до н. э.), всадники превратились во второе после сенаторов сословие. С развитием торговли и ростовщичества в разряд всадников стали вступать (по цензу) владельцы крупных мастерских, ростовщики.


Биография:


Сенека родился в Кордубе (Кордова) в семье римского "всадника" и риторика Луция Аннея Сенеки Старшего. В раннем возрасте был привезён отцом в Рим. Учился у пифагорейца Сотиона, стоиков Аттала, Секстия, Папиния. Философией увлекся в юности, хотя из-за влияния отца он чуть не начал государственную карьеру, которая прервалась из-за внезапной болезни. В результате Сенека чуть не покончил с собой, а затем надолго уехал для лечения в Египет, где много лет занимался написанием естественно-научных трактатов.
Был идеологом сенатской оппозиции деспотическим тенденциям первых римских императоров.




Во время молодости императора Нерона он был фактическим правителем Рима, однако позднее был оттеснён от власти, когда отказался санкционировать репрессии против противников Нерона и против христиан.


(Сенека и Нерон)



Будучи стоиком, Сенека настаивал на телесности всего сущего, однако верил в возможность безграничного развития человеческого знания. Основу для душевного равновесия Сенека искал в пантеистических воззрениях стоической физики, или натурфилософии ("О счастливой жизни"). В отличие от классического стоицизма, в философии Сенеки присутствует чёткий религиозный элемент, а мысли Сенеки настолько сильно совпадали с христианством, что он считался тайным христианином и ему приписывали переписку с апостолом Павлом. Ощутимое влияние на Сенеку оказали взгляды Посидония, в поздние годы Сенека изучал также Эпикура, однако его установок не разделял.

                                   Переписка Сенеки с апостолом  Павлом. 


Письмо первое

Сенека Павлу – приветствую!
Я думаю, Павел, что тебя известили, что вчера мы с нашим Лукилием беседовали о твоих писаниях  и о прочих вещах. С нами вместе были некоторые из твоих учеников; ибо когда мы пошли в саллюстиевы сады , встретившись с нами, они, уже выходя, присоединились к нам. Разумеется, мы хотели, чтобы и ты был тут, и хочу, чтобы ты это знал. Прочитав твое писаньице, то есть когда мы прочли те послания, которые ты создал в некоем городе, управляющем провинцией, и излагающие дивное увещание к нравственной жизни, мы вдоволь испытали утешение. Этот смысл, я полагаю, сказан не тобою, но через тебя. Столь велик предмет сих вещей и столь велико благородство, тебя просвещающее, что я думаю, всего времени жизни человечества едва станет, чтобы достичь этого. Будь здоров, брат, чего тебе очень желаю.


Письмо второе

Павел Сенеке – приветствую!
Я получил вчера твое радостное письмо, ответить на которое смог бы сразу же, если бы при мне находился юноша, которого я бы послал к тебе. Ты ведь знаешь, когда и через кого и в какое время кому что надлежит давать и передавать. Поэтому прошу тебя, не считай себя в пренебрежении, когда я смотрю на достоинство лица, но от того, что ты где-либо пишешь, что мои письма приняты вами хорошо, я считаю себя счастливым от суждения такого мужа. Ты ведь, цензор, философ , учитель столь великого владыки всего мира, говоришь это только тогда, когда говоришь правду. Желаю тебе долго здравствовать.


Письмо третье

Сенека Павлу – приветствую!
Я упорядочил некоторые писания  и внес в них подразделения; я готовлю их для прочтения кесарю, и если он воспримет их благоприятно и по-новому, может быть, и ты окажешься здесь. Если же нет, я на-значу тебе другой день, и мы вместе займемся этим. И если бы мне удалось, прежде чем я представлю ему это писание, поговорить с тобою (если бы только это можно было сделать безопасно), дабы ты знал, что тобою не пренебрегают. Будь здоров, дражайший Павел.


Письмо четвертое

Павел Аннею Сенеке – приветствую!
Каждый раз, когда я получаю твои письма, я думаю о тебе, как будто ты рядом, и именно то, что ты всегда с нами. Так, как только ты решишь придти, мы вместе рассмотрим подробно. Желаю тебе доброго здоровья.


Письмо пятое

Сенека Павлу – приветствую!
Весьма отяготил нас твой уход. Что такое? Какая причина удалила тебя? Если это негодование господина  оттого, что ты отступил и других отвлек от древних обычаев поклонения, представится случай просить, чтобы он не счел за пустяк разобрать это дело. Будь здоров.


Письмо шестое

Павел Сенеке и Лукилию – приветствую!
То, о чем ты писал мне, нельзя изложить тростью и чернилами, ибо одно записывает и обозначает не-что, а другое являет с очевидностью; тем более, что я знаю, что среди вас, как и у нас и среди нас, есть те, кто нас понимает. Всем надлежит принять почесть, и тем большую, чем меньше они ищут случая отличиться. Если перед кем мы явили терпение, тех мы прежде всего неким образом одолели, если те обладали какою-либо властью.
Будьте в добром здоровье.


Письмо седьмое

Анней Сенека Павлу и Феофилу – приветствую!
Признаюсь, что во благо мне было чтение твоих посланий, которые ты посылал Галатам и Коринфянам в Ахайю; и да будем мы жить друг с другом, чтобы с божественною любовью устраивать всё по ним. Ибо Святой Дух выражает возвышенный, превосходный и достойный поклонения смысл через тебя и превыше тебя. И мне хотелось бы, чтобы когда ты высказываешь высочайшее, величие этого не страда-ло от неправильности речи.
И чтобы мне, брат, не скрыть от тебя что-либо или не остаться в чем-либо должным, признаюсь, что Август был увлечен твоими суждениями; прослушав их достойное начало, он сказал так: «стоит восхищаться тем, что высказывается и вряд ли оно не от правильного внушения». Я отвечал ему, что в обы-чае у богов вещать устами невинных, а не тех, кто может как-нибудь исказить учение; и привел ему пример Ватиния, человека деревенского, которому явились два мужа на Реатиновом поле, назвавшиеся после Поллуксом и Кастором. Кажется, это его достаточно вразумило. Будь здоров.


Письмо восьмое

Павел Сенеке – приветствую!
Хотя я и знаю, что кесарю весьма нравятся наши дела, все же если когда они ему перестанут нравиться, позволь мне сказать не в урон тебе, но в наставление. Я думаю, что ты поступил опасно, когда захотел довести до его сведения то, что противно его обычаям и поведению; поскольку он почитает богов народов, то я не знаю, отчего ты захотел, чтобы он это узнал, разве только, полагаю, из премногой любви ко мне. Прошу тебя, в будущем не делай этого. Ибо следует опасаться того, чтобы из любви ко мне ты не уязвил госпожу. Хотя её обида не причинит вреда и не продлится долго, а если же её не будет, то и пользы тоже не будет. Если она – царица, она не возмутится; если только женщина – обидится. Многого тебе здоровья.


Письмо девятое

Сенека Павлу – приветствую!
Я знаю, что ты взволнован не столько из-за себя самого письмом, которое я написал тебе о чтении твоих посланий кесарю; ибо самая природа вещей, которые отвлекают ум этого человека от всякого правого искусства и обычая, такова, что я сегодня уже не удивляюсь, имея к тому же много вернейших свидетельств этому. Следовательно, будем делать по-новому; а если сделалось что легко в прошлом, ты даруешь прощение.
Посылаю тебе книгу о словесном изобилии. Будь здоров.


Письмо десятое

Павел Сенеке – приветствую!
Всякий раз, когда я пишу тебе, ставлю своё имя перед твоим, совершая тяжелый проступок, несовместимый с правилами моего служения. Мне же надлежит, как я часто утверждал, быть всем для всех, и соблюдать по отношению к тебе те почести, которые римский закон предоставляет сенату, то есть за-кончив чтение письма, встать на последнее место, чтобы не показаться нелепо и безобразно жаждущим собственного рассуждения. Будь здоров, благочестивейший учитель.
Дано на пятую из календ июля; Нерона, четвертый раз, и Массала консулов.


Письмо одиннадцатое

Сенека Павлу – приветствую!
Приветствую тебя, дражайший Павел. Если ты, муж столь великий и избранный на то, чего мне ни-как не высказать, присоединяешься ко мне и моим увещаниям, более того, прилепляешься к ним нуждою, твоему Сенеке только прибудет. Ты же, будучи главою и вершиною всех возвышенных устремлений, не захочешь ли радоваться тому, что я буду близок тебе настолько, что буду тобою считаться вторым? Вряд ли для тебя начало письма кажется настолько проявлением недостоинства, что ты словно бы искушаешь меня, высмеивая, тем более, что ты знаешь, что ты – римский гражданин. Ибо мне хочется быть для тебя тем, чем ты являешься для меня. Будь здоров, дражайший Павел.
Дано на десятых календах апреля; Апрониана и Капитона консулов.


Письмо двенадцатое

Сенека Павлу – приветствую!
Приветствую тебя, дражайший Павел. Уж не думаешь ли ты, что меня не печалит и не ввергает в скорбь то, что ваша невиновность подвергается страданиям оттого, что весь народ вас считает так от-крыто и так жестоко виновными, полагая, что ущерб городу вышел от вас? Но перенесем спокойно и приспособимся к тому, что дано судьбою, доколе непобедимое блаженство не положит конец злу. И в прежние века погибли Македонец, сын Филиппа, Перс Дарий и Дионисий, а в наш век – Гай Цезарь , имевшие возможность делать, что хотели. Отчего город Рим часто терпит пожары, и так явно. Но если бы человеческое смирение могло назвать причину этого и говорить об этом безопасно, все бы давно всё увидели.  Христиане и иудеи обычно претерпевают казни как виновники пожаров. Им же является этот гуляка, для которого наслаждение – кровожадность, а ложь – покрывало, предназначенный своему времени; и также как один Лучший и Главный был предан за многих, так и этот обречен сожжению на огне за всех. Сто тридцать два дома, четыре инсулы  сгорели за шесть дней. На седьмой наступила остановка. Весьма желаю тебе, брат, доброго здоровья.
Учитывая пятую из календ апреля; Фругия и Вассы консулов.


Письмо тринадцатое

Сенека Павлу – приветствую!
Приветствую тебя, мой дражайший Павел. Ты складываешь весьма многие из твоих писаний иносказательно и загадочно. И поскольку тебе дана такая сила над вещами и в служениях, их следует украшать не сочетаниями слов, но особым почитанием. Не смущайся тем, что я тебе часто повторяю: многие, де-лающие так, искажают смысл и отнимают силу у вещей. Конечно, ты согласишься с моим стремлением соблюдать правильность латинской речи, придавать словам достойный вид, чтобы благородному служению получить от тебя достойное одобрение. Будь здоров.
Дано в день перед нонами июня; Льва и Сабина консулов.


Письмо четырнадцатое

Павел Сенеке – приветствую!
По твоей тщательности тебе открыто то, что Божество дарует немногим. Я уверен, что сею весьма крепкое семя на уже плодородном поле, не материю, что видится растлеваемою, но слово прочное, исходящее от Бога восходящего и пребывающего вовек. Тому, чего достигла твоя рассудительность, надлежит пребывать неослабно. Обряды народов и иудеев почитай для себя необходимым избегать. Стань новым созидателем, являя Иисуса Христа в безупречных изящных похвалах. Премудрость, которую ты стяжал почти в совершенстве, внушай царю и его домашним, а также твоим друзьям. Убеждать их будет тяжело и малоуспешно, ибо большинство из них очень слабо поддаются твоим увещаниям, которыми складно подается жизненное слово Божие, и в душе, устремленной отсюда к Богу, новый нетленный человек. Будь здоров, дражайший для нас Сенека.
Дано на календы августа; Льва и Сабина консулов

                                                Произведения Сенеки:

"Утешение к Марции" (Ad Marciam, De consolatione)
"О гневе" (De Ira)
"Утешение к Гельвии" (Ad Helviam matrem, De consolatione)
"Утешение к Полибию" (De Consolatione ad Polybium)
"О кратковременности жизни" (De Brevitate Vitae)
"О досуге" (De Otio)
"О душевном покое" или "О душевном спокойствии" (De tranquillitate animi)
"О провидении» (De Providentia)
"О стойкости мудреца" (De Constantia Sapientis)
"О счастливой жизни" (De vita beata)
Мениппова сатира "Отыквление божественного Клавдия" (Apocolocyntosis divi Claudii)
трагедия "Агамемнон" (Agamemnon)
трагедия "Геркулес в безумье" (Hercules furens)
трагедия "Троянки" (Troades)
трагедия "Медея" (Medea)
трагедия "Федра" (Phaedra)
трагедия "Фиест" (Thyestes)
трагедия "Финикиянки» (Phoenissae)
трагедия "Эдип" (Oedipus)
трагедия "Геркулес на Эте"
Все эти произведения представляют собой вольную переработку трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида и их римских подражателей.
"О милосердии" (De Clementia)
"О благодеяниях" или "О благодарениях" или "О добрых делах" (De beneficiis)
"Исследования о природе» или "Натурфилософские вопросы" (Naturales quaestiones)
"Нравственные письма к Луцилию" или "Письма к Луцилию" или "Письма о жизни и смерти" (Epistulae morales ad Lucilium)
Эпиграммы
Всё, что мы видим вокруг…
К лучшему другу.
О простой жизни.
Родине о себе.
О благе простой жизни.
О богатстве и бесчестии.
О начале и конце любви.
О смерти друга.
О развалинах Греции.
О звоне в ушах.

Некоторые книги ранее считались произведениями Сенеки, но сейчас большинство исследователей авторство Сенеки отвергают или подвергают сомнению.

Около 33 года, при императоре Тиберии, становится квестором.
37 — ко времени восшествия на престол Калигулы Сенека входит в Сенат, быстро став популярным оратором. Слава Сенеки как оратора и писателя возрастает настолько, что возбуждает зависть императора и в конце концов он распорядился убить Сенеку. Однако одна из многочисленных наложниц императора уговорила его не делать этого, сославшись на то, что слабый здоровьем философ и так скоро умрёт.
41 — в первый год правления Клавдия в результате интриги жены Клавдия Мессалины он попадает в ссылку и проводит восемь лет на Корсике.
49 — жена императора Клавдия Агриппина Младшая добивается возвращения Сенеки из ссылки и предлагает ему стать наставником её сына — будущего императора Нерона.
54 — после отравления Клавдия к власти приходит шестнадцатилетний Нерон. Его наставники — Сенека и Секст Афраний Бурр — становятся первыми советниками императора. Особенно велико в этот период влияние Сенеки, он практически определяет всю римскую политику.
57 — получает высшую в империи должность консула. Богатство его достигает в эту пору огромной суммы в 300 млн сестерций.
59 — Нерон вынуждает Сенеку и Бурра косвенно участвовать в убийстве своей матери, Агриппины. Сенека пишет для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием этого преступления. Его отношения с императором становятся всё более натянутыми.
62 — после смерти Бурра Сенека подаёт прошение об отставке и удаляется на покой, оставив всё своё огромное состояние императору.
65 — раскрыт заговор Пизона. Этот заговор не имел положительной программы и объединял участников только страхом и личной ненавистью к императору. Нерон, ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику покончить жизнь самоубийством:

 По приказу Нерона Сенека был приговорён к смерти с правом выбора способа самоубийства.


Сенека покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни. Несмотря на возражения мужа, жена Сенеки Паулина сама изъявила желание умереть вместе с ним и потребовала, чтобы её пронзили мечом.
Сенека ответил ей: "Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Я не буду противиться. Умрём же вместе с одинаковым мужеством, но ты — с большею славой".
После этих слов оба вскрыли себе вены на руках. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно. Чтобы ускорить её истечение, он вскрыл себе вены и на ногах. Так как смерть всё не наступала, Сенека попросил Стация Аннея, своего друга и врача, дать ему яду. Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело, и яд не произвёл своего действия. Тогда он вошёл в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал: "Это — возлияние Юпитеру Освободителю".




Внешность Сенеки:

Существует два изображения Сенеки; одно — средневековая прорисовка с несохранившегося бюста, изображавшего худощавого человека астеничного телосложения; второе — дошедший до нашего времени бюст, изображающий упитанного мужчину с суровым и властным лицом. Изображают они, очевидно, разных людей, и вопрос в том, какое из них действительно относится к Сенеке, а какое приписывается ему по ошибке.

                               













Споры об этом велись уже давно и, во всяком случае, не менее долго, чем существовала первая версия. А своим происхождением она обязана итальянскому гуманисту, историку Ф. Урсину (1529—1600), с лёгкой руки которого римская копия античного бюста в 1598 году при сравнении с портретом на конторниате была идентифицирована как портрет философа (оба произведения к настоящему времени утрачены, однако представление о том, как выглядел тот бюст, можно получить по изображению, присутствующему на групповом портрете кисти П. Рубенса "Четыре философа"), ныне за этой скульптурой прочно закрепилось наименование «Псевдо-Сенека», а исследователи пришли к заключению, что это портрет Гесиода.

                       (Портрете кисти П. Рубенса "Четыре философа"),


В 1764 году И. Винкельман опроверг выводы Ф. Урсина. И, как вскоре выяснилось, совершенно справедливо — в Геркулануме была найдена ещё одна копия этого античного портрета, а в 1813 году в Риме на Целиевом холме была обнаружена герма с двойным изображением — Сократа и Сенеки (на груди последнего начертано: Seneca). С 1878 года она находится в Берлине.

                      (Герма с двойным изображением — Сократа и Сенеки)                                                                                    

Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме — подделка, и что он не мог быть таким полным, каким изображен, — ведь Сенека говорил о себе, что "чрезвычайно похудел".



              Афоризмы, цитаты, изречения и крылатые выражения:

*
Сколько бы мы ни старались, жизнь бежит быстрее нас, а если мы еще медлим, она проносится, словно не была нашей, и, хотя кончается в последний день, уходит от нас ежедневно.
*
Если хочешь ничего не бояться, помни, что бояться можно всего.
*
Работай с умом, а не до ночи.
*
Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен.
*
Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни.
*
Старость — неизлечимая болезнь.
*
Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным.
*
Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого.
*
Не видеть спокойной жизни тому, кто слишком много думает о ее продлении.
*
Где оказывается бессилен ум, там часто помогает время.
*
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
*
Тех, кого мы обидели, мы обычно ненавидим.
*
Мы не получаем жизнь короткой, но делаем ее таковой.
*
Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в других.
*
Будем наслаждаться тем, что имеем, не вдаваясь в сравнения; никогда не будет счастлив тот, кто досадует на более счастливого.
*
Если хочешь быть любимым, люби.
*
Никогда не считай счастливым того, кто зависит от счастливых случайностей.
*
Человеку свойственно ошибаться.
*
Нет ничего безобразнее старика, который не имеет других доказательств пользы его продолжительной жизни, кроме возраста.
*
И после плохого урожая нужно сеять.
*
Следует равнодушно выслушивать порицания невежд.
*
Хорошо учит говорить тот, кто говоря учит хорошо делать.
*
Бедствие служит поводом для доблести - бедствие - пробный камень доблести.
*
Грести против течения.
*
Избыток пищи мешает тонкости ума.
*
Исправляй прошлое, руководи настоящим, предусматривай будущее.
*
Кто хорошо сжился с бедностью, тот богат.
*
Когда ум овладел предметом, слова приходят сами.
*
Маленькая печаль красноречива, великая - безмолвна.
*
В несущем должно быть больше сил, чем в ноше .
*
Величие души должно быть свойством всех людей.
*
Нет места лекарствам там, где то, что считалось пороком, становится обычаем.
*
Горбатого могила исправит.
*
Обучая, учимся.
*
Сидеть на двух креслах.
*
Кто не несет обездоленным быстрого спасения, тот им отказывает в нем.
*
Желающего судьба ведет, а нежелающего тащит.
*
Пока судьба позволяет, радуйтесь.
*
Человеку свойственно ошибаться.
*
И петух на своем пепелище храбрится.
*
Гнев царей всегда тяжелый - царский гнев - вестник смерти.
*
Овладеть властью - дело случайное, передать ее другому - доблесть.
*
Люди больше верят глазам, чем ушам.
*
Люди учатся, пока учат.
*
Чем больше люди имеют, тем больше желают иметь.
*
Успех и порочные дела делает почетными.
*
Всегда прошлые времена лучше.
*
Уже молва лишнее прибавила.
*
 Юношеский недостаток - не уметь сдерживать горячность.
*
Тяжело не принести горе, а переносить его все время..
*
Щедрый за чужой счет.
*
Можно быть разумным без заносчивости и зависти.
*
Долог путь наставлений (краток и действенен пусть примеров).
*
Всякое зло легко подавить в зародыше.
*
Все они из одной и той же муки.
*
Пока человек жив, он должен надеяться.
*
Всякое искусство есть подражание природе.
*
Следует ковать железо, пока оно красное.
*
Лучше терпеть то, чего улучшить не можешь.
*
Что было порочным, теперь считается нравственным.
*
Что было трудно выстрадать, о том приятно вспомнить.
*
Что не нужно, то и за грош дорого.
*
Сколько рабов, столько врагов.
*
Наградой за доброе дело служит его свершение.
*
Трех слов связать не может. 
*
Раны болят от легкого прикосновения к ним. 
*
И то, и другое - ошибка: доверять всем и не доверять никому  
*
Истина не терпит отсрочек. 
*
Истину выявляет время. 
*
И никто не удерживал долго жестокую власть.  
*
Ценность добродетели в ней самой. 
*
Плохим поступкам учимся без учителя. 
*
Все лишнее вредно.  
*
Жить - значит сражаться.  
*
Редкость вещей повышает их стоимость. 
*
Пусть мы молчим, однако дела наши говорят.
Истинное веселье (шутка, смех) - дело серьезное.  
*
Мелкие преступления караются, а большие прославляются.  
*
На высочайшем месте не бывает двух.  
*
С кем поведешься, от того и наберешься. 
*
Каждому делу свое время.  
*
Высоко ценится не столько результат, сколько своевременность его.  
*
Береги время.
*
Ссориться с равным рискованно, с высшим — безумно, с низшим — унизительно.
*
Гнев рабов погубил не меньше людей, чем царский гнев.



(N.N.)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога